Физкультминутки на уроках музыки

        На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым можно с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Ещё в прошлом веке немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нём всё становится источником наслаждения». Здоровье каждого человека является не только личным делом, но и важной общественной ценностью. Организм человека должен получать определенную нагрузку на мышцы, ведь от этого зависит выполнение им функций, направленных на реализацию своих индивидуальных и социальных потребностей.

Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья младших школьников в школе является организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном режиме. Физкультминутки и физкультпаузы сегодня являются обязательной составной частью урока. И об этом прописано в частности в Санитарных правилах и норах СанПиНа 2.4.2.576-96 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений». Я, как педагог, осознаю свою причастность к ответственности за состояние здоровья моих учеников. Одно из основных направлений моей педагогической деятельности - формирование идеологии здоровья школьников, сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни в урочное и внеурочное время. Одним из элементов здоровьесберегающих технологий являются физкультминутки, введению которых необходимо уделять особое внимание.

Младшим школьникам  очень трудно в течение длительного времени сидеть на одном месте, так как они в это время очень активны и подвижны (любят бегать, прыгать). Поэтому в течение урока через определенное время внимание ученика рассеивается, в результате которого школьник уже не способен в полной мере воспринимать учебный материал, поэтому надо выбирать интересные упражнения для проведения физминуток в начальных классах школы. Например, музыкальные физкультминутки, разминки в стихах, современные видео-физкультминутки и подвижные упражнения в форме веселой игры.

Что же такое физкультминутка?

Физкультминутка - это 1-2 минутная физическая разминка детей, которая периодически проводится с целью снятия статического напряжения при занятиях за партами (столами) в школе или дома.

Признаки, на которые я обращаю внимание и которые, указывают на утомляемость и соответственно необходимость в отдыхе: отвлечения внимания, рассеянность; частая смена позы, потягивание, зевота, подпирание головы рукой; не восприятие вопроса учителя; разговор с соседом, общий шум в классе и т.п. При планировании занятий с применением физкультминуток, я учитываю также следующее моменты: продолжительность (норма — на 15–20 минуте урока по 1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3–4 повторениями каждого), (может быть применение дважды – в начале и ближе к окончанию урока). Физкультминутка не должна длится более 4 минут;
выбор упражнения может зависеть от темы, характера и условий проводимого занятия.

С использованием информационных технологий, проведение подобных занятий стало еще более интересным и занимательным для детей. В последнее время, стали популярными видео физкультминутки:

- танцевальные. Они особенно любимы детьми, так как выполняются всегда под весёлую музыку. Все движения произвольны, танцуют кто как умеет.
- игровые. Проводятся игры- минутки. Они простые по содержанию, но вносят радостное оживление и являются средством не только физической, но и эмоциональной разрядки.
- подражательные (имитационные). Дети охотно подражают движения лягушат, обезьянок, кузнечиков, кошек, зайчика, лисы, птиц м т. д..

Нередко организую специальные веселые физкультминутки, используя забавные известные песенки или прибаутки.( Например песня Жили у бабуси», выполняя определенные движения на слова песни).  А так же часто использую инсценировку любимой песни учащихся, разыгрывая ее по ролям .  Детям это очень нравится и они с удовольствием исполняют свои роли.

В идеале каждое учебное занятие должно включать в себя физкультминутки. Умение поддерживать состояние активности учащихся – важнейший критерий здоровьесберегательного аспекта, используемых учителем педагогических технологий. И, хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, я считаю, что не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Здоровые дети – это залог успешного обучения. Я уверена, что каждый педагог на своем уроке или занятии может много сделать для изменения проблемы здоровья детей.