На протяжении веков люди вырабатывали
правила оптимального поведения, следуя которым можно с наибольшей
эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Ещё в прошлом веке немецкий
философ Артур Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на
здоровье. При нём всё становится источником наслаждения». Здоровье каждого человека является не только личным делом, но и важной
общественной ценностью. Организм человека должен получать определенную нагрузку
на мышцы, ведь от этого зависит выполнение им функций, направленных на
реализацию своих индивидуальных и социальных потребностей.
Одним из основных направлений в
деятельности по укреплению здоровья младших школьников в школе является
организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном
режиме. Физкультминутки и физкультпаузы сегодня являются обязательной составной
частью урока. И об этом прописано в частности в Санитарных правилах и норах
СанПиНа 2.4.2.576-96 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в
различных видах современных общеобразовательных учреждений». Я, как педагог,
осознаю свою причастность к ответственности за состояние здоровья моих
учеников. Одно из основных направлений моей педагогической деятельности - формирование
идеологии здоровья школьников, сохранение и укрепление здоровья детей через
приобщение к здоровому образу жизни в урочное и внеурочное время. Одним из
элементов здоровьесберегающих технологий являются физкультминутки, введению
которых необходимо уделять особое внимание.
Младшим
школьникам очень трудно в течение
длительного времени сидеть на одном месте, так как они в это время очень
активны и подвижны (любят бегать, прыгать). Поэтому в течение урока через
определенное время внимание ученика рассеивается, в результате которого
школьник уже не способен в полной мере воспринимать учебный материал, поэтому
надо выбирать интересные упражнения для проведения физминуток в начальных
классах школы. Например, музыкальные физкультминутки, разминки в стихах, современные
видео-физкультминутки и подвижные упражнения в форме веселой игры.
Что
же такое физкультминутка?
Физкультминутка
-
это 1-2 минутная физическая разминка детей, которая периодически проводится с
целью снятия статического напряжения при занятиях за партами (столами) в школе
или дома.
Признаки,
на которые я обращаю внимание и которые, указывают на утомляемость и
соответственно необходимость в отдыхе: отвлечения внимания, рассеянность;
частая смена позы, потягивание, зевота, подпирание головы рукой; не восприятие
вопроса учителя; разговор с соседом, общий шум в классе и т.п. При планировании
занятий с применением физкультминуток, я учитываю также следующее моменты:
продолжительность (норма — на 15–20 минуте урока по 1 минуте из 3-х лёгких
упражнений с 3–4 повторениями каждого), (может быть применение дважды – в
начале и ближе к окончанию урока). Физкультминутка не должна длится более 4
минут;
выбор упражнения может зависеть от темы, характера и условий проводимого
занятия.
С использованием информационных
технологий, проведение подобных занятий стало еще более интересным и
занимательным для детей. В последнее время, стали популярными видео
физкультминутки:
-
танцевальные. Они особенно любимы детьми, так как выполняются всегда под
весёлую музыку. Все движения произвольны, танцуют кто как умеет.
- игровые. Проводятся игры- минутки. Они простые по содержанию, но вносят
радостное оживление и являются средством не только физической, но и
эмоциональной разрядки.
- подражательные (имитационные). Дети охотно подражают движения лягушат,
обезьянок, кузнечиков, кошек, зайчика, лисы, птиц м т. д..
Нередко организую специальные веселые
физкультминутки, используя забавные известные песенки или прибаутки.( Например
песня Жили у бабуси», выполняя определенные движения на слова песни). А так же часто использую инсценировку любимой
песни учащихся, разыгрывая ее по ролям .
Детям это очень нравится и они с удовольствием исполняют свои роли.