Завершение
дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в
жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников –
наша общая задача.
“Школа не
должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает
делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни
постепенно и не ошеломляет лавиной
1 января 2014 года вступил в силу
ФГОС дошкольного образования. Обязательная часть программы содержит раздел
«Планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного
образования», который предусматривает «социальный портрет выпускника»,
ориентированный на результаты освоения детьми основной образовательной
программы.
Проблема непрерывности и
преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании.
Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного
учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому
виду учебной деятельности.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе
образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа
предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного
возраста должен быть готов не только к новым формам общения, у него должна быть
развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа
познавательной активности, сформированы эмоционально – волевые и познавательные
сферы психических функций.
Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и
нашего дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к
обучению в школе, должна осуществляться преемственность.
Преемственность с позиции школы –
это опора на полученные элементарные навыки универсальных учебных действий
(УУД), которые имеются у ребенка.
Преемственность с точки зрения ДОУ – это
ориентация на требования школы, формирование тех УУД, которые необходимы для
дальнейшего обучения в школе
Преемственность в нашей деятельности мы сразу
же стали рассматривать не только как согласованность учебно-воспитательных
программ. Она должна была охватывать также цели, задачи, методы, средства,
формы организации не только обучения (подготовка к школе), но и воспитания. Цель
нашего взаимодействия: обеспечение преемственности учебно-воспитательного процесса,
социокультурная адаптация дошкольника к условиям новой социальной ситуации
развития и ведущей деятельности ребенка.
Наша задача -
совместно разрабатывать и реализовывать модели взаимодействия образовательных
учреждений, обеспечивать преемственность в применении образовательных программ
и технологий, форм и методов работы педагогов с детьми, в осуществлении
сотрудничества с родителями.
Детский сад,
так же как и школа, работает по комплексной программе развития и воспитания
дошкольников в образовательной системе «Школа России». Эта программа реализует
идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до
окончания общеобразовательной школы. Она обеспечивает преемственность развития
и обучения детей по всем направлениям, начиная с раннего детства и заканчивая
школой.
В этом году мы разработали образовательную
программу на основании примерной образовательной программы с учетом ФГОС ДО, учебный план в соответствии
с требованиями к максимально допустимому объему недельной образовательной
нагрузки, а также рабочие и кружковые
программы. Так как в начальных классах школы ведется кружок «Математика и
конструирование», то в детском саду с детьми старшего возраста организовали
кружок «Готовимся к школе», главной целью которого является формирование
начальных математических представлений и развития на их основе познавательных
способностей дошкольников. В нашем едином образовательном учреждении установлено
деловое сотрудничество между воспитателями и учителями начальных классов:
1.Проведение
совместных педагогических советов по вопросам преемственности, совместные
заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольной
группы по подготовке детей к обучению в школе, на которых обсуждается и изучается опыт использования
вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
2.
Взаимопосещение занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с
последующим обсуждением), это выражается с одной стороны в предварительном
знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в
курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения в
начальных классах. Педагоги школы посещают не только занятия, но и
многочисленные праздники, воспитательные мероприятия в детском саду.
3. Семинар по адаптации учащихся 1 класса к
обучению, на котором учитель начальных классов предоставил информацию об
успешном прохождении первоклассниками адаптационного периода в школе.
Кроме таких
встреч, учителями и воспитателями организовываются для детей подготовительной группы
экскурсии по школе (школьную библиотеку, кабинет зам. директора, столовую и
т.д.). Что немало важно и интересно для самих детей – это всё попробовать. Так,
побывав в гостях у первоклассников, ребята подготовительной группы выполняли задания
на учебной доске, кабинете информатики дети поработали за компьютерами, на
факультативном занятии в 4 классе «Математика и конструирование»-из
геометрического материала дети конструировали «Цветочную поляну», «Домик»,
«Бабочку».
Дети, побывав на уроке, посидев за
партами, начинают воспринимать себя в новой для них роли – роли ученика. После
таких экскурсий дети с восторгом рассказывают родителям, как замечательно в школе.
Учителя на протяжении нескольких часов с детьми занимаются в игровой форме,
считают, рисуют, пишут, проводят различные игры.
В нашем
детском саду проводятся мероприятия с родителями по обеспечению преемственности
со школой:
-
родительское собрание «Скоро в школу»
-
анкетирование
-
диагностика знаний и умений в игровой форме
-
день открытых дверей.
Эти
мероприятия помогают решить следующие задачи
·
Вовлечение родителей в единый процесс
обеспечения безболезненной адаптации ребенка к школе.
·
Формирование правильной, устойчивой мотивации у детей
к обучению.
·
Повышение уровня педагогической компетентности
родителей.
Такая
работа по преемственности определяет следующие результаты:
1)
повышается компетентность родителей
2)
открытый диалог в рамках сотрудничества (родители – воспитатели – учителя)
3)
безболезненная адаптация
4)
формирование мотивации детей
5)
обеспечение равных стартовых возможностей
6)
защищённость мира детства.
Подводя итоги, можно сказать, что
положено начало к обеспечению преемственности основной образовательной
программы дошкольного образования с основной образовательной программой
начального общего образования. Такой подход реализации единой линии развития
ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать
педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Преемственность, которая способствует
сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей.
Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела
яркие и желанные черты.