Реализация требований ФГОС на уроках технологии

Для реализации ФГОС по предмету технология первым шагом в методическом решении данной задачи является поэтапное введение основных элементов по данной системе. Современный учитель технологии не может замыкаться только в круге проблем своего предмета. Ведь качество образования - это понятие, аккумулирующее в себе все стороны образовательного процесса, начиная от реально существующих санитарно-гигиенических условий пребывания детей в образовательном учреждении, и заканчивая достижениями воспитанников в освоении образовательных программ. И только новые инновационные подходы и методы помогают решить все проблемы процесса обучения современного школьника и поэтапного перехода на новые стандарты и формированию УУД: личностных, предметных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Учителя технологии не должны ждать того момента, когда к ним придут дети с начального звена, обучающиеся по программе ФГОС, а уже сейчас им необходимо апробировать элементы данной программы. Необходимо «набивать руку», искать недочеты, ошибки и сразу исправлять их, набираться опыта, и только тогда можно во всеоружии встретить своих будущих учеников. Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств школьника, поколение творцов, умеющих превращать свои мечты в реальность, воспитать поколение, умеющих быть трудолюбивыми, практичными, успешными. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов и задач, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Цель:

Цель реализации программы должна заключаться в стремлении к гармоничному развитию всех сил и способностей детей, через изучение внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Уроки «Технологии» в школе являются первым шагом к профессиональной ориентации молодежи, особенно актуальных на сегодняшний день рабочих специальностей. В российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение требований инновационной экономики, основанной на стремительно изменяющихся технологиях, а также запросов общества. Основная задача здесь — построение приоритетов и структуры среднего образования в соответствии с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг. На таких выпускников всегда есть спрос на рынке труда. Учреждения образования, в том числе и школа, формируя профессиональную культуру и профессиональные качества на уроках «Технологии», ориентируют учащихся на становление и поддержание на соответствующем уровне своей профессиональной репутации, на уважение таких традиционных ценностей труда, как долг, ответственность. Формирование у учащихся системного мышления, профессиональной и творческой активности, социальной компетентности и проходит как в образовательной среде, так и за счет проведения внеурочных мероприятий, выставок творческих достижений учащихся, ярмарок-распродаж и многое другое. Современная тенденция в системе образования направлена к индивидуализации обучения, к максимальному учету возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Но, при всем количестве публикаций, проблема индивидуального подхода раскрыта скудно, совсем мало сущности принципа и технологии осуществления. «Индивидуальный подход» — это дидактический принцип обучения и воспитания, сущность которого состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических способностей. В процессе индивидуального подхода, обучающийся осваивает УУД, развивается как личность. ФГОС ставит цели подготовки учащихся по технологии в виде образовательных результатов и предполагает уровневый подход к организации и диагностике учебной деятельности.

Одной из важнейших профессиональных компетенций учителя технологии является его способность к реализации индивидуального подхода к учащимся. Особое значение приобретает эта компетенция в современных условиях перехода основной общеобразовательной школы на работу по . ФГОС, который указывает на реальные виды деятельности и образовательные результаты обучения учащихся: личностные, метапредметные и предметные.

Для учителя технологии они представлены в примерной программе по предмету «Технология», так например к личностным образовательным результатам относятся:

- осознание необходимости общественное полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации и др.;

- к метапредметным: диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям и др.;

- к предметным: выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений и др.

Задачи:

Задача учителя «Технологии» подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Остановлюсь на тех методах, которые использую в своей практике. Эти методы позволяют внедрять и опробовать элементы ФГОС на уроках технологии и формировать УУД у учащихся.

Современные технологии - это совокупность методов, позволяющих равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Основной формой организации обучения учащихся технологии является урок. Главная проблема встает перед учителем, как вести учет особенностей и организовать индивидуальную работу с обучающимися в процессе урочной деятельности. Наиболее востребованные на уроках технологии современные образовательные технологии. Метод проектов, личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, саморазвития личности, игровые технологии, технологии групповой деятельности, к которым применим также индивидуальный подход к учащимся. Наиболее успешно осуществить индивидуальный подход к учащимся, возможно применяя различные виды самостоятельной учебной работы. При выполнении учащимися самостоятельных заданий учителю видны трудности отдельных учащихся, с которыми они сталкиваются и своевременно оказывать коррекционную помощь. Так же при работе с успешными учениками учитель может давать более усложненные задания, отвечающие их высокому уровню подготовки, тем самым стимулирую развития их способностей. Основной акцент в индивидуальной работе ставится на подходе к «сильным» и менее успешным по успеваемости учащимся. Соответственно общие требования необходимости чуткого и заботливого отношения педагога к улучшению успеваемости реализуется к разным категориям учащихся. Индивидуальный подход на уроках технологии к учащимся осуществляется через проверку и оценку знаний. С целью побуждения к регулярным занятиям, мотивирования и повышения эффективности учебной работы менее успешные в учебе школьники подвергаются более частой проверке усвоения материала. Характеру проверки и оценки знаний, а также их степени трудности свойственна некоторая дифференциация. Задания для обучающихся по теме могут быть более или менее сложные, с различной творческой направленностью в зависимости от успеваемости учащегося и его личностных особенностей. Дифференцированный подход в индивидуальной работе с учащимися на уроках «Технология» Необходимым в индивидуальном подходе является коллективная направленность в построение урока, так чтоб учащиеся имели возможность помогать друг другу и взаимодействовать. Большое значение имеет индивидуальная воспитательная работа по формированию мотивов к успешной учебе у учащихся, которые не проявляют старания в получении и применения знаний, не проявляют интерес к производственному труду и многое другое. Именно сочетание коллективной и индивидуальной работы со школьниками на уроке технологии обеспечивает необходимую продуктивную педагогическую действенность учебно-воспитательного процесса. Индивидуальная работа учащихся на уроках технологии плавно должна переходить в групповые занятия и обратно. На уроках по технологии некоторые учащиеся проявляют интерес к моделированию, технике, другие к декоративно-прикладным искусствам, проектированию и др. Педагог, поддерживая и подкрепляя интерес учащихся, консультирует, оказывает необходимую помощь, распределяет между учащимися привлекательную именно для них самостоятельную работу, тем самым удовлетворяя их индивидуальные интересы. Распределив работу по интересам среди учащихся, далее образуются группы по интересам для коллективного взаимодействия и представления своих и общих работ перед классом. Таким образом, обеспечиваются благоприятные психолого-педагогические условия для проведения групповых занятий по предмету «Технология» и обеспечивается реализации ФГОС. Результативность от правильного введения ФГОС на уроке заключается не только в прохождении и усвоение программы, но и в личностном росте учащихся, которое помогает стать компетентным: умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру.
Начало XXI века - это время изменений охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения - новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно -деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отходит от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков и вводит новые формулировки стандарта, указывающие на реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу обучения. Универсальные учебные действия - представляют собой совокупность различных способов действий обучающихся, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Учителя предметники на своих уроках апробируют различные элементы уроков соответствующих стандартам второго поколения, разрабатывают технологические карты уроков, как по разделам, так и по отдельным темам. Необходимо «набивать руку», искать недочеты, ошибки и сразу исправлять их, набираться опыта, и только тогда можно во всеоружии встретить своих будущих учеников. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов и задач, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Метод проектов - это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. На начальном этапе работы можно предлагать, рассматривать вариативность выполнения разделов проекта вместе с учащимися, оставляя за ними право выбора окончательного варианта. В дальнейшем выбор темы, разработку и процесс выполнения работы, обучающийся должен выполнять самостоятельно. Преимущества метода проектов: системное закрепление знаний по другим учебным предметам, часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, «подстегивают» его интерес к другим дисциплинам. Развитие и формирование УУД, планирование, исследования и систематизация полученных данных. Развитие социальных и физических умений и навыков, уверенность в своих силах.

Метод метапредметных связей позволяет включить в работу учащихся с разно уровневыми знаниями, умениями и навыками. Например, детей с техническим или гуманитарным складом ума. Используя интегрированный подход в обучении, удается показать интеграцию образовательной области «технология» с взаимно удалёнными предметными областями, такими как: математика, физика, химия, биология, история, экономика. Физические и химические свойства тканей, исторические справки о производственной и бытовой одежде, влияние экологических факторов на человека, расчёт себестоимости изготавливаемого изделия, виды брожения в кулинарии многое другое всё это рассматривается на уроках технологии. Данный метод очень хорошо помогает заинтересовать в различных курса и мальчиков и девочек.

Метод модульных технологий. Модульное обучение и воспитание интегрирует в себе все, то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике: накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения. Компьютерные технологии обучения совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. Внедрение ИКТ в содержании образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания обучающихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте).

Дифференцированный метод обучения метод, позволяющий учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей. Каждый новый класс дает возможность столкнуться с новыми вариантами и способами подхода к тому или иному ребенку. Все мы прекрасно понимаем, что ребенок в одном классе раскрывается, а в другом не может себя проявить и показать все свои способности. Наша задача найти в нем именно те знания и умения, которыми учащийся может блеснуть перед своими сверстниками, тем самым повысить свою самооценку.

Личностно - ориентированный метод - это, прежде всего метод сотрудничества учитель-ученик, ученик-родитель, ученик - одноклассник, он ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечивает комфорт, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализует ее природный потенциал. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный. Этот метод является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. «Технология» - практико-ориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства ив наибольшей степени способствующая нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения.

Выводы:

Новые ФГОС требуют от современного учителя воспитания личности нового типа, а именно: творческой, социально - активной, толерантной, самостоятельной и мотивированной к трудовой деятельности. Такую личность можно воспитать, если в полной мере раскрыть её яркие природные задатки и склонности, помочь определиться с потребностями и целями в жизни. Именно учителю технологии, использующему перечисленные выше методы, представляется широкое поле для деятельности по развитию современной личности.


Автор: Арапова Алина Николаевна