Развитие речи у младших школьников в процессе учебной деятельности

         Развитие речи учащихся – это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями, а также формирование навыка для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.

 

            Научить детей правильной и красивой речи – сложная задача, требующая комплексного подхода. От успешности ее решения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По данным исследований от 20% до 40% учащихся начальных классов испытывают затруднения в развитии речи. Проблема развития речи традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших.

В настоящее время в центре внимания находится целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности.

Чем богаче правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познавательной деятельности. Формирование правильного произношения – это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной.

Речь человека многообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста на сцене, и ответ ученика. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Необходимо знать особенности каждого вида речи. В психологии различают два основных вида речи:

  1. Внешняя речь.
  2. Внутренняя речь.

 

 Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна. Внутренняя речь формируется на основе внешней. И также имеет несколько форм. Ее можно представить в беззвучной форме – не воспринимаемой на слух, не сопровождаемой звуковым оформлением, представляющей собой «внутреннее» развернутое проговаривание какой-либо информации.

Другая форма – собственно внутренняя речь как средство мышления,

отличается от беззвучной речи особой структурой. Она свернута, сжата, в ней опускается большое количество второстепенных членов предложения, остается только центральное подлежащее или сказуемое.

Но более пристальное внимание мы обратим на письменную форму. Эта форма речи наиболее трудна. Она самая развернутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом обдумывания, а на стадии овладения навыками письма осознается и весь процесс написания каждого слова.

У нее есть свои отличительные черты:

  1. Письменная речь всегда сложнее и полнее устной. Чаще употребляются конструкции, осложняющие предложение, больше книжных слов.
  2. В письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонации, жесты. Этот недостаток компенсируется знаками препинания, делением текста на абзацы, выделение слов, подчеркивание.
  3. Осложнена орфографией, которая отнимает у младших школьников много сил и иногда веру в свои силы. Слабый орфографический навык является очень серьезной помехой в развитии письменной речи.
  4. Письменная речь формируется значительно медленнее, чем устная, особенно в начальном звене.

Следовательно, речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

     Человек совершенствует свою речь всю жизнь, овладевая богатством родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в формирование его речевой деятельности. Наиболее важными ступенями в овладении речью являются – дошкольный и школьный периоды.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным периодом в речевом развитии ребенка.

К семи годам, дети уже владеют основными важными средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного стиля. Дети овладевают языком через восприятие речи и говорение. Вот почему важно создать условия для успешного развития речи детей, для общения и выражения своих мыслей.

Каковы же условия успешного развития речи, для формирования речевых умений и навыков у детей?

  1. Речь возникает из потребности высказываться, а высказывание человека порождаются определенными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи. «Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но и что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства».
  2. Важным условием развития речи является создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи. Речевая среда – это речь родителей, друзей, художественная литература, средства массовой информации, речь учителя, учебники… Речь помогает ребёнку общаться и познавать мир.
  3. Овладение речью – это способ познания действительности. Школьники хорошо расскажут или напишут только о том, что они хорошо знают: у него должен быть словарный запас знаний, необходимый материал по теме рассказа. Только тогда он сможет вынести из этого что-то существенное.

Однако, стихийно усвоенная речь нередко примитивна и не всегда правильна. К чему же следует стремиться ребенку? Какие требования следует выполнять для овладения грамотной речью?

  1. Содержательность - говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь
  2. Логичность - умение не повторять одного и того же при переходе от одной части к другой.
  3. Точность - умение передавать факты, чувства и наблюдения – выбирая подходящие языковые средства, передающие именно то, о чем хочет сказать ученик.
  4. Выразительность - умение ярко, убедительно и сжато передавать мысль, воздействовать интонацией, настроением.
  5. Ясность - доступность для тех к кому речь обращена.
  6. Произносительная сторона речи – хорошая дикция, выговаривание звуков, владение интонацией, логическими ударениями, паузами.
  7. Чистота – отсутствие слов – паразитов: ну, значит, так и пр., грубых просторечных слов и выражений.
  8. Правильность – играет особенно большое значение для школы, соответствие литературным нормам языка.

Все это применимо к речи младших школьников и должно соблюдаться в процессе ее развития. Некоторые важные аспекты овладения речью могут быть усвоены только под руководством учителя, в процессе учебной деятельности.

Следовательно, развитие речи - педагогический процесс, имеющий целью формирование у обучаемых навыков практического владения литературным национальным языком.

С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом интеллектуальное развитие детей.

В рамках учебной деятельности закладываются наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

ФГОС второго поколения выделяет развитие речи, как основную задачу, требующую практическое решение. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Изучение курса русского языка делится на два этапа: обучение грамоте и систематический курс (раздельное изучение русского языка и литературного чтения). Развитие речи по ФГОС второго поколения является основной содержательной линией курса «Русский язык».

Для овладения этим процессом необходимо:

1) тонко различать звуки в слышимых словах (или в их частях—фонемах);

2) уметь соотнести слышимый звук речи с определенным знаком, напечатанным в книге, или уметь изобразить самостоятельно;

3) научиться воспринимать не только каждую букву и по образовавшейся ассоциации воспроизводить соответствующий этому знаку «чистый звук»; нужно увидеть сочетание одной буквы с другой и в соответствии с этим изменить произношение нужного звука: пи-пи, пу-пу, па-па;

4) все буквы в слове нужно произносить слитно, как целый звуковой комплекс;

5) слово должно быть понято, т. е. получившаяся комбинация звуков должна быть понята как обозначение какого-то знакомого ребенку предмета, действия, признака.

Следовательно, освоение грамоты — трудная работа для семилетнего школьника, она основана на тонком и точном слухо-зрительно-артикуляционном анализе и синтезе, на сочетании звуковой формы слова с его значением. Маленький ученик часто читает неправильно, ставит ударение не там, где нужно, поэтому слова звучат искаженно, затрудняется понимание их смысла. Читая предложения, школьник учится понимать связи между словами, а значит, правильно называть окончания слов и читать предлоги и союзы, которые соединяют слова в предложении, выражающем определенную мысль.

В младшем школьном возрасте ребенок постепенно начинает овладевать письменной речью. Она более абстрагирована от ситуации. Иначе мотивирована. Значительно произвольнее, чем устная речь. Письменная речь — это особый способ общения и становления мысли. Д. Б. Эльконин выделяет несколько специфических особенностей письменной речи по сравнению с устной речью:

  1. Это большая произвольность. Умение расчленить слово на составляющие его звуки — первая произвольная операция, которой должен овладеть ребенок при письме.
  2. Уметь придать мысли синтаксически развитую форму, представляющую в момент своего возникновения смысловое целое. Приучая ребенка к расчленению потока мысли, к ее оформлению и развернутому выражению, письменная речь тем самым дисциплинирует мышление.
  3. Письменные структуры ребенок воспринимает и запоминает главным образом благодаря чтению. Чтение является тем предметом школьного обучения, который пробивает дорогу к самостоятельному овладению письменной речью. Запоминаемые при чтении структуры письменной речи постепенно становятся структурными формами собственной мысли ребенка и ее оформления.

Основные трудности при овладении техникой письма обусловлены тем, что мелкая мускулатура руки ребенка развита еще недостаточно.

Слабая гибкость пальцев руки и плохое противопоставление большого пальца остальным создают значительные трудности в овладении ручкой. И, наконец, затрудняет овладение техникой письма отставание в развитии письменной речи. Все эти существенные причины приводят к наиболее распространенным недостаткам в графическом письме школьника:

  1. почерк длительное время остается крупным, медленным и угловатым;
  2. вследствие неустойчивости наклона и нажима при написании букв форма букв не всегда правильная;
  3. расстояния между буквами, словами и строчками не всегда равномерны;
  4. к правой стороне страницы строчки часто скашиваются (наклон вниз).

Для устранения перечисленных недостатков можно рекомендовать следующее:

  1. не разрешать ребенку писать длительное время (к сожалению, многие родители заставляют для улучшения почерка писать своих детей сверх меры);
  2. упражнять мелкую мускулатуру кисти руки первоклассника, давая ему задание по лепке, рисованию, плетению, шитью и т. п.;
  3. практиковать списывание с образца: причем дети должны постоянно зрительно контролировать каждую написанную букву и особенно буквы, выходящие за строчку, как наиболее трудные;
  4. добиваться того, чтобы школьники понимали дефекты своего письма и достигнутые успехи в их устранении;

Что же надо предпринять для успешного усвоения детьми правил орфографии?

Одно из важнейших средств — проговаривание ребенком про себя членораздельно по слогам тех слов, которые он пишет. Особенно необходимо проговаривать те слова, которые ребенок постоянно пишет неправильно.

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Орфографически грамотное письмо зависит от самоконтроля, т. е. умения школьника проверять правильность написанного. При воспитании самоконтроля необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности ребенка.

Орфографические ошибки у детей с речевыми нарушениями характеризуются многообразием и стойкостью. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение видов ошибок и проблем в речи. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются у детей с низкой речевой функцией не только в период обучения в начальной школе, но и в средних и старших классах. Эти дети составляют значительную часть неуспевающих учащихся по родному языку. Вместе с тем школьная неуспеваемость отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывая нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллектуального развития.

Такие школьники принадлежат к категории учащихся, которые особенно нуждаются в коррекционно-логопедической помощи. При отсутствии специально организованной коррекционной работы создаются не только затруднения в процессе обучения, но и зачастую дети оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.

В устной и письменной речи младших школьников встречается много недочетов, неправильностей. Неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма – бороться с ними трудно, так как невозможно использовать какие – либо правила. Необходима планомерная работа, система совершенствования речи детей. Задача состоит в том, чтобы привлечь самих школьников к исправлению допущенных ошибок, совершенствовать свою культуру речи. Системой исследования таких причин является выявление причин речевых ошибок. Они делятся на:

  • лексико – стилистические:

1) повтор одного и того, же слова;

2) употребление неточного значения слова

3)употребление просторечных, диалектных слов

  • морфолого стилистические

1) детское словотворчество

2)образование просторечных форм

3) пропуск морфем выглядал в окно

4) образование форм множественного числа у существительных

  • синтаксико – стилистические

Для этого необходимо использовать на уроках и во внеурочной деятельности детей различные комплексы упражнений направленных на коррекцию и улучшение уровня развитости письменной речи.

Нарушение письменной речи – это одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего, кроме речевого развития, и ряд важных неречевых функций, особенно двигательные функции руки и слухомоторную координацию. Задержка и искаженное развитие этих функций также приводят к возникновению специфических ошибок в письменной речи младшего школьника. В акте письма участвует зрительный и двигательный анализаторы, которые не только отвечают за обеспечение технической стороной письма, но и активно участвуют в формировании ассоциативной цепи зрительно – двигательных представлений, обеспечивающих процесс письма.

          Итак, проблема развития речи учащихся приобретает в наши дни все большую актуальность. Однако, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, проблемы развития речевой деятельности при изучении разделов русского языка остаются решенными не до конца. Так значительная часть учащихся начальной школы не владеет достаточно чёткой речью. А именно в начальной школе более актуальна работа по развитию речи. Развитие речи - педагогический процесс, имеющий целью формирование у обучаемых навыков практического владения литературным национальным языком.

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Содержание учебной деятельности имеет отличительную особенность: его основную часть составляют научные понятия, законы науки, общие способы решения практических задач.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Проблема развития речи в период обучения – это важная задача не только для учителя, но и для родителей. Современные учебные пособия созданы и направлены на решение этой трудности в обучении. В ФГОС второго поколения прописаны основные характеристика курса «Русский язык» и первой и самой главной задачей является развитие речи. В структуре курса этот огромный пласт работы выделен в основную содержательную линию и является частью программы обучения.

Необходимо формировать навыки устной и письменной речи младших школьников. Так как этот вид речи начинает приобретать большую значимость именно во время учебной деятельности. Это находит свое отражение на навыках письменной речи: снижение зрительно – двигательной координации, неправильное звукопроизношение и практически неразвитый фонематический слух. Поэтому целенаправленное изучение в школе языка, и в частности грамматики, вызывает существенные изменения в речевой деятельности детей. В настоящее время одной из важнейших задач в развитии грамотной личности является раскрытие коммуникативной функции языка, т.е. развитие речи каждого школьника, в том числе и связной письменной речи. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Речь всегда рассматривается в единстве содержания и формы.

 

 

Список литературы:

 

1. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с. (Библиотека Логопеда).

2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось - 89», 2005. – 272с. (Практическая психология)

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

4. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.

5. Занков Л.В., Кузнецова Н.В. Опыт обучения русскому языку в 1 классе. – М., 1961, с.13

6. Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 2 класс (Пособие для начальных классов). М.: «Грамотей», 2004. – 96 с

7.Карпов Ю.В., Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного развития

учащихся. - М., 1989.

8. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы. – Вып. 2/ авт. – сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград; Учитель, 2008. – 119 с

9. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Избранные психологические произведения: В 2-х т./Под ред. В. В. Давыдова и др. – М, 1983. Т.2. С.69-70).

10. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников /М.Р. Львов. – 3 – е изд., перераб. и доп. – Тула: ООО Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 238, [2]c. – (библиотека учителя начальной школы)

11. Политова Н.И. развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 91 с.

 

 Автор - учитель начальных классов Бурлакова Долира Михайловна