Адаптация первоклассников.

Адаптация к школе – это переход ребенка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Это особый и сложный период в жизни ребенка, и каждый ребенок переживает этот период по своему. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

            Адаптивный период связан со стрессом, который приводит к ослаблению организма ребенка, повышению риска заболеваний и снижению эффективности обучения. Одни обучающиеся адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год. На это влияют многие факторы, какие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса, степень развития социальных навыков и другие.

            Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.  Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»; то есть:

·                  установлен контакт с учителем;

·                  ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;

·                  налажены отношения с одноклассниками;

·                  ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;

·                  владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

 Процесс адаптации должен учитывать две составляющие.

·                  Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.

·                  Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

1.      ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ.   Адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения.    Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля, охотно и добросовестно; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

2.      Средний уровень адаптации имеет длительный период адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

3.      Низкий уровень адаптации(14%) дети у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Первоклассник отрицательно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовиться не регулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах  для отдыха, для понимания нового  и решения задач по образцу, требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Фактически это уже показатель «школьной дезадаптации».

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе.

            При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых – учителя и родителей.

            Огромную роль в адаптации ребенка к школе и успешности его обучения играет общение. Благодаря общению ребенка с родителями, учителями, взрослыми, сверстниками происходит его психическое развитие. Только через общение ребенок может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в жизни. В начале школьного обучения для ребенка очень важно получить радостные и светлые чувства, связанные с общением. Если ребенок испытывает трудности в налаживании отношений со сверстниками, не может найти друзей, то ему нужна помощь родителей. В процессе общения ребенок познает интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую стороны общения. Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к процессу обучения в школе, родителям необходимо оказать ребенку психологическую поддержку, развивать у него желание учиться, хвалить его за малейшие успехи, настраивать его на успешные результаты. На формирование у ребенка мотивации к успешному обучению огромное влияние оказывает поведение родителей.

             В 2018-2019 учебном году в 1 классе обучается всего 8 учащихся. Учащиеся пришли в школу с разным уровнем развития.      Все учащиеся 1 класса обеспечены горячим питанием в школьной столовой, соблюдают режим дня, случаев пропуска уроков без уважительных причин, опоздания на уроки не было. В учебном процессе используются здоровьесберегающие технологии. Дети быстро утомляются, по 2 раза на каждом уроке проводятся физкультминутки.  Стараюсь правильно скомпоновать упражнения во время физкультминутки: приседание с подъемом рук вверх стимулируют мозговое кровообращение, потряхивание костями рук препятствует утомлению мелких мышц кисти, различные наклоны и повороты снимают излишнее напряжение мышц туловища, а сочетание круговых движений головой, глазами активизируют чувство общей координации в пространстве. Бег на месте снимает многие симптомы утомления.

            На уроке через каждые 15- 20 минут происходит смена видов учебной деятельности. Согласно требованиям СанПиН, уроки в 1 классе в 1 полугодии проводятся по 35 минут. В классном коллективе создан положительный психологический настрой, мотивация на успех, на учебу. У большинства учащихся, согласно исследованиям по методике «Дерево», адаптация протекает успешно. Также с целью изучения адаптации первоклассников, было проведено анкетирование с родителями. Анализ анкет показывает, что у всех учащихся положительное отношение к учебе, к школе, все они с желанием идут в школу, делятся с родителями своими положительными впечатлениями.

       Социально-психологическая адаптация детей в нашем классе проходит по-разному. Большинство детей (5 уч-ся) адаптировались в течение первых двух месяцев. Это проявляется в том, что дети привыкли к учителю, коллективу, приобрели новых друзей, стараются проявить себя (предлагают помощь, выполняют поручения, участвуют в коллективной деятельности). У этих ребят хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу.

            Троим потребовалось больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Предпочитают игровую деятельность учебной, не сразу соглашаются выполнять требования учителя. У этих детей есть трудности в усвоении учебной программы. Учащихся с негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, с нежеланием учиться -  в классе нет.

    На каждом уроке стараюсь создать ситуацию успеха, настраивая детей на работу, проявляю доброжелательность. Основная часть урока состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Игра дидактическая есть на каждом уроке, т.к. способствует формированию новой ведущей деятельности – учебной.

            Урок провожу в системе «динамической смены поз» - это организованный переход учащихся от одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя). Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 7 минут, но смена поз происходит 2-3 раза в течение урока.

            У большинства детей мелкая моторика руки развита на среднем уровне и на уровне ниже среднего. Поэтому одновременно с обучением письму провожу специальные упражнения, тренирующие мелкую моторику руки: раскрашивание, рисование по контуру, массаж и гимнастика пальцев.

Первоклассники усвоили основные правила поведения и стараются их соблюдать.

   Подведя итог, можно сказать, что адаптация первоклассников к школе проходит успешно.