Работа над каллиграфическим письмом

Работа над каллиграфическим письмом   

     Афонина  Ф. В., учитель начальных классов

                                    

Одной из главных задач начальной школы является планомерная и систематическая работа по формированию каллиграфически правильного письма. В короткий срок выработать графически правильное, четкое и достаточно скорое письмо невозможно, данные навыки формируются медленно и непросто. 

            Сегодня большинство людей не обладают навыками каллиграфического письма. Что произошло с почерком за последние десятилетия? Почему в младших классах все труднее приучить детей к каллиграфии? Эти вопросы волнуют многих педагогов. Каждый год мы наблюдаем рост количества детей, которые имеют трудности в обучении письму. До 30 процентов детей имеют затяжные проблемы в обучении письму. 

            Вот почему обучение каллиграфическому почерку считается одной из главных проблем школьного образования. С первого класса сразу нужно начать писать правильно, потому что основы почерка человека закладываются в начальной школе.  Важна и воспитательная роль каллиграфического письма, которая воспитывает у учащихся старательность, трудолюбие, желание аккуратно выполнять любую работу.

            Для каллиграфического почерка важно соблюдать правила строки, выдерживать ровные поля как справа, так и слева страницы, придерживаться одинакового размера и наклона для букв (причем наклон регламентирован и равен 65 градусам), правильно писать каждую букву и правильно соединять буквы.

  Успешность в обучении чистописанию во многом определяется созданием гигиенических условий:

- правильного подбора и расстановки школьной мебели;

- соответствия парты росту ученика;                                    

- освещенности рабочих мест;

- правильность посадки при письме;

- положения ручки в руке;

- размещение тетради на площади стола.

Что и соблюдается в школе.

             Сложность обучения письму определяется тем, что процесс выполнения письма связан с тонкой и совершенной координацией движений пальцев, кисти, предплечья, плеча, требует длительной фиксации суставов. Письмо вызывает значительное напряжение мышц не только руки, но и туловища, т.к. удержание относительно неподвижной позы при письме - это очень трудная и непривычная для ребёнка статическая нагрузка.С первых дней у учащихся надо прививать правила гигиены письма. Обязательным является повторение и отработка правильной посадки, положения тетради, руки и ручки при письме, физкультминутки.

Обучение чистописанию основано на таких основных педагогических принципах как:

- наглядность;

- сознательность (понятность для детей);

- повторность (в процессе упражнений);

- постепенное нарастание трудностей;

- переход от простого к сложному;

- учёт индивидуальных особенностей;

- совместное обучение чтению и письму.

Занятия по чистописанию должны сформировать навыки письма, которые при переходе на скорое письмо помогли бы сохранить чёткость почерка. При обучении каллиграфии в период обучения грамоте ставятся следующие задачи:

1.                     работа над соблюдением установленного наклона букв;

2.                     работа над соблюдением равного расстояния между элементами букв, между буквами в слове, между словами на строке;

3.                     работа над соблюдением одинаковой высоты букв в слове, на строке;

4.                     работа над параллельностью одинаково направленных штрихов и элементов букв;

5.                     работа над правильным начертанием форм всех букв алфавита;

6.                     знакомство с разными вариантами соединений букв, включающих в свой состав овальные элементы;

           7.        работа над развитием ритмичности и плавности письма.

Из задач, которые ставит перед учениками учитель в процессе письма, складываются правила, которые вводятся с первых дней обучения грамоте, что способствует сознательному овладению навыком письма, улучшению его качества. Это такие правила:

· Буквы надо писать с одинаковым наклоном,

· Необходимо писать буквы в словах на одинаковых расстояниях друг от друга.

· Писать надо красиво.

   Правила вводятся постепенно. Соблюдая их, учащиеся научатся писать   красиво, т.е. чисто, без помарок, так как в прописи, ровно и наклонно.

   Как же мы учимся писать новую букву в школе?                  

     После проведения анализа буквы, учитель пишет образец изучаемой буквы на доске. Затем учащиеся ставят локоть на парту, поднимают ручку вверх (чуть ниже уровня глаз) и пишут элементы в воздухе, следуя за движением указки. У первоклассников работает лишь кисть руки и пальчики. Этот приём развивает мышцы кисти, закрепляет умение держать правильно ручку, укрепляет двигательную, слуховую, зрительную память, учит работать в коллективе. Второй раз эти упражнения выполняются под счёт и в более быстром темпе. Начиная работать в прописи, учащиеся находят письменную букву на крупном образце, анализируют элементы, из которых состоит буква, пишут эти элементы, проговаривают последовательность написания буквы, обводят по светлым линиям, пишут буквы. На строке пишут под свой счёт, учитель помогает считать. Ученикам предлагается найти лучшую, в большей степени похожую на образец букву, обвести её овалом. Написав букву, ребёнок сравнивает написанную им букву с образцом, находит отклонения, устанавливает причины и пишет повторно. Зрительный контроль, развиваемый при работе по каллиграфии, помогает формированию навыка самоконтроля при обучении грамотному письму, особенно в условиях его ускорения. Нередко у детей возникает трудность в «переводе» звука, печатной буквы в письменную. Комбинированные уроки чтения и письма помогут избежать этого. При изучении новых букв ученики сравнивают печатные и письменные буквы, затем читают слоги. Причём слоги напечатаны на доске, рядом с каждым печатным слогом дан письменный образец.

Можно выделить следующие основные методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма:

- показ учителем процесса письма и объяснения способа написания букв, слогов, слов, предложений во время этого письма;

- списывание учащимися с готового образца;

- копирование (по точкам, через кальку и т.п.;

- воображаемое письмо или обведение над образцом, письмо в воздухе, письмо мокрой тряпкой на доске и т.п.;

- анализ формы букв: поэлементный анализ и анализ элементов движения в букве, размер соотношения элементов в письме;

- прием введения в обучение правил письма, которые учащиеся должны хорошо знать (сознательно). Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма;

- приём показа ошибочного написания букв для того, чтобы дети сами увидели, в чём ошибка и нашли ответ, как не допустить её (но не в первом классе). Вынесение общих для нескольких учащихся ошибок на доску;

- приём обучения чистописанию под счёт (для выработки плавного ритмичного письма определенного темпа). Счёт следует вводить так: основной элемент движения – на себя, пишем под счёт «раз – два – три» и т.д., соединительное движение – под счёт «и», которое произносим то длиннее, то медленнее, в зависимости от длины пути;

- приём написания букв в чередовании с прямыми наклонными линиями (для самоконтроля при отработке форм букв, наклона);

- приём взаимной проверки, самопроверки;

- приём рисования бордюров, штриховки, письмо росчерков.

       На разных этапах обучения степень применения для того или иного приема будет различный, что зависит от уровня овладения навыками письма.

Подготовка руки ребенка к письму ведется уже в добукварный период. Раскрашивание, рисование узоров и бордюров, обведение по контуру, штриховка в разных направлениях помогают решить эту задачу. С первых уроков письма особенное внимание обращается на выработку правильной осанки ученика, правильного расположения тетради на парте, умение держать ручку при письме. 

В 1 классе работа над каллиграфией письма практически начинается одновременно с процессом изучения букв. По мере изучения букв дети знакомятся с их рукописным начертанием, со способами их соединений в словах. Параллельно ведется работа и над соблюдением при письме:

        - одинакового наклона букв, их элементов;

        - одинаковой высоты букв;

        - параллельности штрихов;

        - одинакового расстояния между словами на строке.

 Современные прописи построены следующим образом:  

        1 строка - ученик пишет, точнее, обводит каждую букву по выписанному точками образцу, т. с. получает первоначальное двигательное представление буквы в рамке линеек;

        2 строка - ученик обводит уже часть буквы (так же напечатанную точками), самостоятельно дописывая се остальную часть;

        3 строка - ученик обводит меньшую часть букв, дописывая большую часть буквы самостоятельно;

        4 строка - ученик самостоятельно пишет букву всю полностью.

Такой подход исключает отрывистость в написании буквы, т. е. ученик уже не пишет букву отдельно (по элементам), как это было раньше, а сразу выводит букву целиком, плавно.

Соблюдение учащимися одинаковой высоты букв на строке достигается         при помощи списывания с готового образца в прописи. При списывании с образца проводится зрительный анализ образца и сравнение его с воспроизведённым. Также помогает копирование (обведение образца). Ученик упражняется в выполнении правильного движения: размер, направление, форма.

 Учитель осуществляет постоянный контроль над действиями учащихся. Пока дети пишут, учитель проверяет, есть ли ошибки в соединениях, нарушения пропорций букв, наклона. Внимание таких детей обращается на образец. При оценке письменной работы принимаются во внимание чистота и опрятность работы; ровные, одинаковой высоты буквы; чётко воспроизведённая форма; правильный наклон основных штрихов; равное расстояние между элементами букв, между буквами в слове.

С целью совершенствования техники письма предусмотрено проведение минуток чистописания уже в послебукварный период. Желательно прописывать правильный образец написания тем, у кого возникают трудности. Минутки чистописания, прежде всего, будут направлены на отработку форм тех букв, при написании которых учащиеся испытывают наибольшие затруднения.

В конце каждого вида работы и в конце урока обязательно подводится итог, просматриваются работы, анализируются с точки зрения чистописания и каллиграфии.

           Во втором классе на совершенствование навыков каллиграфии письма следует отводить специальное время на уроках русского языка. Более тщательно, более детально нужно работать над формами всех букв, над разными видами их соединений. Наряду с каллиграфическими упражнениями, выступает и задача ускорения темпа письма, достижения его ритмичности и плавности.Коллективные упражнения сочетаются с индивидуальными, учитываются особенности письма каждого ребенка.

          В третьем классе более детально и чаще нужно отрабатывать правильное начертание тех букв, которые чаще всего подвергаются деформации, искажению, употребляются друг с другом. Это неизбежно случается при ускорении письма. Выработать правильный наклон помогают упражнения по прописыванию букв в чередовании с наклонными линиями различной длины.

            Письмо учащихся на четвертом году обучения становится более непринужденным, проявляется уже индивидуальная манера письма, складываются характерные особенности индивидуального почерка. По сравнению с 3 классом, в 4 классе продолжают проводиться специальные упражнения для выработки скорописного письма, но несколько усложненные.