Физкультминутки в начальных классах

Физкультминутки в начальных классах      

Афонина Ф. В., учитель начальных классов

 

                Сейчас очень часто говорят об использовании на уроках здоровьесберегающих технологий. Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий с учащимися в школе возможна только при целенаправленной систематической деятельности педагога. Мне бы хотелось отметить роль физкультминуток в образовательном процессе.

            Современные дети гиперактивны, они не могут долгое время заниматься одним делом, а тем более усидеть на месте. Поэтому вчерашним дошколятам очень сложно адаптироваться к урочной системе. Психологами рекомендовано проводить на уроках физкультминутки. Их роль на уроках в начальной школе имеет незаменимый характер, поскольку такие занятия позволяют: проводить уроки, не допуская умственного и физического переутомления; активизировать внимание детей в нужный момент времени; поднять настроение; действовать коллективно; правильно выполнять команды и просьбы учителя. Кроме того, любое отклонение от рабочего процесса вызывает интерес у ребят. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространённых причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, поездки в транспорте - все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях.

            Физкультминутки в начальной школе – представляют собой комплекс физических упражнений, направленных на снижение усталости и составлены таким образом, чтобы выполняя их, были охвачены всевозможные группы мышц.Упражнения должны дать нагрузку неиспользованным мышцам, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку.Следует обращать особое внимание на их продолжительность и содержание, а также следить за эмоциональностью во время их выполнения и наличием у детей желания к их повторению.

            Потребность ребенка в двигательной активности, по мнению психологов, должна составлять не менее 240 минут в день. Нарушение этой рекомендации может повлечь за собой необратимые последствия как в физическом, так и в психическом развитии. На уроках необходимо следить за появлением первых признаков утомления. О развитии переутомления у школьника свидетельствуют:

1. снижение продуктивности труда: увеличивается число ошибок и время выполнения заданий;

2. ослабление внутреннего торможения: наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;

3. появление чувства усталости.

            Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на то, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. Но есть иосновные требования к проведению физкультминуток:

- проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я минуты урока, в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);

- в 1 классах проводятся 2 физкультминутки через 15 минут после начала урока и на 25 минуте рабочего времени. В остальных классах начальной школы одна после 20 минут от начала урока.

-подбираются хорошо знакомые детям, простые и занимательные упражнения;

- отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;

- комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида урока и его содержания;

- необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, и результативность;

-проводить физкультминутки необходимо в чистом, хорошо проветриваемом и освещенном помещении;

- при выполнении упражнений нужно сохранять правильную осанку и не задерживать дыхание при движениях;

- продолжительность всего комплекса 2-3 минуты. Комплекс упражнений целесообразно менять каждые 2-3 недели;

- во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около неё, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах и т. д.

-  во время проведения контрольных и некоторых практических уроков (труд, физкультура, ритмика и др.) физкультминутку не проводят;

- обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный тон.

            Любой учитель начальных классов может сказать о важности физкультминутки на уроке, но не все учителя знают способы, как действительно провести интересную и увлекательную физкультминутку. Учащиеся начальной школы отличаются от детей среднего звена. Все дело в том, что весь их образовательный процесс строится на эмоциональном уровне. Поэтому и физкультминутки для начальной школы должны вызывать у детей массу положительных эмоций. Только при желании принимать участие в них ребенок может получить расслабление и отдохнуть. Чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции, современный учитель может использовать множество различных факторов – это упражнения, проделанные с любимыми героями, при наличии в классе интернет-ресурса, сопровождение выполняемых упражнений в стихотворной или музыкальной форме.

            Физкультминутки делятся на группы, каждая группа содержит определенные упражнения, направленные на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы должен ответить учитель, прежде чем предложить детям проведение физкультминутки.

          Гимнастика до уроков (вводная гимнастика) на протяжении 5-10 минут не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Эти упражнения способствуют организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся. Все мы понимаем, как важен настрой на рабочий день.

  • Танцевальные.

Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.

  • Оздоровительные

Оздоровительные физкультминутки для активизации мыслительной деятельности, с применением точечного массажа.

Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.

Мозговая гимнастика

         Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд.

 Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

 «Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

 «Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Гимнастика для глаз.

         Физминутки не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Рекомендуемые упражнения:

1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;

2. Горизонтальные вправо-влево;

3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;

4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломанную). Предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

6. Письмо носом.

7. Упражнение “Сладкий сон” – дети «засыпают» под счет от 1 до 10 и под обратный счет «просыпаются», сопровождая отдых глаз с потягиванием и имитацией засыпания и просыпания. Таким образом, отдыхают не только глаза, но и расслабляется позвоночник, который устает быстрее всего.

8. Растереть ладони, закрыть глаза и положить ладони рук на глаза так, чтобы центр ладони совпадал со зрачками. Постараться ощутить тепло, которое выходят из ваших ладоней (1-2мин).

Эти упражнения и массаж можно показывать не только детям, а и взрослым. Если так делать систематически,  то ощутим быстрый результат.

Пальчиковая гимнастика.

Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления. Сюда можно отнести упражнения:

-   “Ленивые восьмерки” – рисование в воздухе, на листочке, рисуем то правой рукой, то левой, то одновременно двумя руками, начиная от серединной точки.

- “Двойные рисунки” – рисуем двумя руками одинаковые удивительные формы.

- “Постукивание пальчиками” – имитация игры на пианино,

- “Пальчики замерзли” – растираем каждый пальчик в отдельности либо все одновременно.

- “Салютик” – пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем, - -“Замочек”, “Здравствуй, пальчик” – большой пальчик левой руки здоровается с большим пальчиком правой руки, с соседними пальчиками, с ладошкой, также указательный, средний, безымянный и мизинчик; письмо букв и цифр в воздухе.

- «Солим капусту»

  • Ритмические.

В отличие от танцевальных, движения в ритмических физкультминутках должны быть более четкими, отработанными. Часто они выполняются под счет.

  • Общеразвивающие упражнения.

Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

  • Подвижные игры

Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии устного счета с мячом, упражнения на координацию движения.

  • Двигательно-речевые физкультминутки.

В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика. Это упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох, упражнения “Задуй свечу”, “Надуй шарик”.

Пантомимическая гимнастика.

Связана с подражанием животным, птицам, например: “Петушок гордый, важный; кошка ласковая, она умывается; лиса хитрая, она крадется”

“Сова” – релаксационное упражнение на снятие напряжения со зрительного аппарата и мышц шеи.

И.п.– захватите и сожмите мышцу левого плеча правой рукой, поверните голову и посмотрите через плечо. Изображаем сову, хлопаем глазками, делаем вдох, на выдохе произносим “ух”.

При выполнении этого упражнения происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения, расслабление мышц шеи, плечевого пояса, позвоночника, восстановление голосовых связок и снятие утомления со зрительного аппарата.

А также в эту группу относим инсценировку небольших стишков.

Дети коллективно читают небольшие стишки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше!! (Дети показывают как дует ветер, качается дерево.)

  • Дидактические игры с движениями.

-  Игра “Умный светофорик” – красный цвет – дети стоят, желтый – сидят за партой, зеленый – шаг на месте,

- “Зверь-птица-рыба”

Физкульминутка включает в себя элементы мыслительной деятельности и упражнения, направленные на снятие усталости с определенной группы мышц, например: “Сколько будет 3+2, столько раз присесть, а 9 – 5, столько раз наклонить голову влево…”

  • Психогимнастика.

- “Энергетическая зевота” – расслабление голосовых связок, имитация зевоты.

-  Чередование веселья и грусти при помощи мимики, выражение различных эмоциональных состояний, упражнение.

Релаксация для снятия напряжения (включается музыка для релаксации).

 Дети расслабляются под музыку, под спокойный рассказ учителя, представляя перед глазами то, что говорит учитель.

 

Электронные физминутки в начальной школе после трудных занятий помогают не просто сохранить зрение школьников, но и носят релаксирующий характер. Кроме этого, они удачно вписываются в содержание занятий, что немаловажно, особенно в начальной школе, где обучающимся, зачастую, интересен сам сюжет.

Анимационные физкультминутки в начальной школе способны отвлечь школьника, снять усталость, переключить его внимание, восстановить силы, а также обучить основам здоровой жизни. Анимационные физминутки в начальной школе, представляют собой комплексы из 3-5 физических занятий, которые особо не требуют сложной координации движений.  Проводить анимационные физкультминутки можно так же, как и обычные, т.е. на двадцатой минуте каждого урока. Если возникает необходимость, то и на 10 минуте. Комбинировать паузы, включая упражнения для глаз, спины, рук. Анимированные физкультминутки, представляют собой комплексы из 2-4физических упражнений, которые не требуют сложной координации движений.

            Безусловно, физкультминуток великое множество, главное умело ими воспользоваться.

            В обобщении хочу вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».