Диагностические методы изучения личности учащегося

 

 

 

Диагностические методы изучения личности учащегося.

(Из опыта работы учителя начальных классов Жарковой С.И.)

 

  Психолого-диагностическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-диагностическая диагностика- это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

  В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую.

  Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

1) Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

2) Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

3) Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.

4) Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.

5) По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.

6) Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

  Первый метод. Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личной сферы ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем.

  Второй метод. Метод наблюдения, дающий возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности.

  Третий метод. Опросник, дающий возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребёнка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.

  Четвёртый метод. Проективные тесты, позволяющие изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

 

 

 

 

 

 

  Пятый метод. Анкеты, дающие возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нём.

  Шестой метод. Графические и рисуночные тесты, позволяющие изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.

  Седьмой метод. Сочинения, помогающие изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребёнка.

  Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников я использовала следующие методики.

 

Мой портрет в интерьере.

  Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить портрет в рамку из различных предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся .Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.

  Учащиеся во 2 классе - игрушки-85%

  Учащиеся в 3 классе - игрушки, спортивный инвентарь-75%

 

Десять моих «Я»

  Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я».Учащиеся должны дать определение каждому «Я»,рассказывая о себе и своих качествах. Внимание следует обратить на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

 

Градусник.

  Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.

Русский язык-39%

Математика-36,6%

 

Краски.

  Звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся - раскрасить нарисованные предметы в тот или иной цвет. Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или в чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.

 

 

 

 

 

 

 

Участие родителей в жизни класса.

   Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

-родительских университетов;

-конференций;

-индивидуальных и тематических консультаций;

-родительских собраний;

-тренинги.

  Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если классный руководитель видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной проблемы.

  Возможной формой сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги - это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения.

 

Диагностические методики изучения семьи учащихся.

   Родительское собрание – это обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики – это диагностические методики, которые позволяют родителям оставаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребёнка, а что не очень и требует исправления.

·        Анкета « Знакомство с родителями»

·        Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребёнка»

·        Анкета «Ваш ребёнок»

·        Методика «Незаконченные предложения»

·        Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»

·        Сочинение – размышление. Такие сочинения – размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.

  Можно приводить много разных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей».