Диагностические методы изучения личности учащегося.
(Из опыта работы учителя начальных классов Жарковой С.И.)
Психолого-диагностическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-диагностическая диагностика- это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую.
Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:
1) Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
2) Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
3) Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
4) Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
5) По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
6) Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.
Первый метод. Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личной сферы ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем.
Второй метод. Метод наблюдения, дающий возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности.
Третий метод. Опросник, дающий возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребёнка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.
Четвёртый метод. Проективные тесты, позволяющие изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.
Пятый метод. Анкеты, дающие возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нём.
Шестой метод. Графические и рисуночные тесты, позволяющие изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.
Седьмой метод. Сочинения, помогающие изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребёнка.
Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников я использовала следующие методики.
Мой портрет в интерьере.
Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить портрет в рамку из различных предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся .Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.
Учащиеся во 2 классе - игрушки-85%
Учащиеся в 3 классе - игрушки, спортивный инвентарь-75%
Десять моих «Я»
Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я».Учащиеся должны дать определение каждому «Я»,рассказывая о себе и своих качествах. Внимание следует обратить на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.
Градусник.
Это позволяет определить степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью.
Русский язык-39%
Математика-36,6%
Краски.
Звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. Задача учащихся - раскрасить нарисованные предметы в тот или иной цвет. Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или в чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.
Участие родителей в жизни класса.
Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:
-родительских университетов;
-конференций;
-индивидуальных и тематических консультаций;
-родительских собраний;
-тренинги.
Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если классный руководитель видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной проблемы.
Возможной формой сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги - это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения.
Диагностические методики изучения семьи учащихся.
Родительское собрание – это обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики – это диагностические методики, которые позволяют родителям оставаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребёнка, а что не очень и требует исправления.
· Анкета « Знакомство с родителями»
· Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребёнка»
· Анкета «Ваш ребёнок»
· Методика «Незаконченные предложения»
· Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»
· Сочинение – размышление. Такие сочинения – размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.
Можно приводить много разных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей».