Проектная деятельность и научно – исследовательская работа в начальных классах

   Проектная деятельность и научно – исследовательская работа в начальных классах (из опыта работы учителя начальных классов Жарковой С.И.)

 

I. Вступление – краткая справка о проектной методике в начальной школе

 

Проектная методика в начальной школе.

   Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

 

Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.

 

  Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность,

 

  Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.

 

  В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы, соответствующие структуре ученой деятельности:

мотивационный (учитель заявляет общий смысл, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий - подготовительным (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности);

 

  Первоначально осваивать данную технологию легче применительно к внеклассной работе. Это могут быть проекты: «Зимующие птицы», «Растительный и животный мир Чувашии», «Млекопитающие», «Строим город Экоград».

 

  На следующем этапе освоение проектной технологии может быть перенесено на урок. Главным является освоение педагогических технологий, в частности проектно-исследовательского метода, во многом способного повысить качество обучения. Можно подложить проекты на более высоком техническом уровне: «Мы хотим, чтобы наше село было чистым», «Путешествие Ботаника вокруг школы», «Три склонения имен существительных», «Решение задач: Скорость. Время, Расстояние», «Правописание безударных гласных», «Динозавры».

 

II. Основная часть

       Я думаю, все прекрасно знают, что тот, кто владеет информацией, тот и правит миром. И естественно, что тот, кто наиболее умело использует в работе современные информационные технологии, никогда не останется в накладе и не станет аутсайдером в жизни. Как правило, дети только к 9 - 11 классу начинают сами осознавать, что современный мир будущего невозможен без компьютеров. Тем более, если ученик планирует учиться далее в вузе и уже в школе он должен знать, с каким багажом знаний его ждут в том или ином вузе. В зависимости от программы вуза эти требования различны. В техническом вузе от него ждут знания современных языков программирования, алгоритмических принципов решения задач, умения работать с графикой и т. п. В гуманитарных вузах в первую очередь необходимы знания и умения работать с прикладными программами. В частности это DOS, Windows, программы пакета Microsoft Office и т. д. и т. п.

 

  Чтобы заинтересовать ребят, помочь им заняться тем, что, возможно, поможет им уже в будущем, мне пришлось организовать свою работу достаточно интересно и с достижением конкретных практических результатов, дать возможность в своё свободное от уроков время заинтересованным школьникам работать на компьютере.

   Перед собой я поставила цели и решала следующие задачи:

занятости детей во внеурочное время;

развития интереса к творческой и исследовательской работе;

привития навыков работы с различного рода информацией и разными источниками ее получения.

 Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу.

 Существуют различные виды исследований. Они могут классифицироваться по различным принципам:

по количеству учащихся;

по времени проведения проекта;

по месту проведения;

по теме.

 Оформление работ, результаты проектов и их защита происходит:

на конкурсах;

на праздниках;

на выставках;

на акциях;

на конференциях и т.д.

 

  Виды проектов, которые мы можем предложить учащимся начальных классов:

исследовательские;

информационные;

практико-ориентированные.

III. Заключение.