Проектная деятельность и научно – исследовательская работа в начальных классах (из опыта работы учителя начальных классов Жарковой С.И.)
I. Вступление – краткая справка о проектной методике в начальной школе
Проектная методика в начальной школе.
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.
Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность,
Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.
В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы, соответствующие структуре ученой деятельности:
мотивационный (учитель заявляет общий смысл, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий - подготовительным (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности);
Первоначально осваивать данную технологию легче применительно к внеклассной работе. Это могут быть проекты: «Зимующие птицы», «Растительный и животный мир Чувашии», «Млекопитающие», «Строим город Экоград».
На следующем этапе освоение проектной технологии может быть перенесено на урок. Главным является освоение педагогических технологий, в частности проектно-исследовательского метода, во многом способного повысить качество обучения. Можно подложить проекты на более высоком техническом уровне: «Мы хотим, чтобы наше село было чистым», «Путешествие Ботаника вокруг школы», «Три склонения имен существительных», «Решение задач: Скорость. Время, Расстояние», «Правописание безударных гласных», «Динозавры».
II. Основная часть
Я думаю, все прекрасно знают, что тот, кто владеет информацией, тот и правит миром. И естественно, что тот, кто наиболее умело использует в работе современные информационные технологии, никогда не останется в накладе и не станет аутсайдером в жизни. Как правило, дети только к 9 - 11 классу начинают сами осознавать, что современный мир будущего невозможен без компьютеров. Тем более, если ученик планирует учиться далее в вузе и уже в школе он должен знать, с каким багажом знаний его ждут в том или ином вузе. В зависимости от программы вуза эти требования различны. В техническом вузе от него ждут знания современных языков программирования, алгоритмических принципов решения задач, умения работать с графикой и т. п. В гуманитарных вузах в первую очередь необходимы знания и умения работать с прикладными программами. В частности это DOS, Windows, программы пакета Microsoft Office и т. д. и т. п.
Чтобы заинтересовать ребят, помочь им заняться тем, что, возможно, поможет им уже в будущем, мне пришлось организовать свою работу достаточно интересно и с достижением конкретных практических результатов, дать возможность в своё свободное от уроков время заинтересованным школьникам работать на компьютере.
Перед собой я поставила цели и решала следующие задачи:
занятости детей во внеурочное время;
развития интереса к творческой и исследовательской работе;
привития навыков работы с различного рода информацией и разными источниками ее получения.
Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся при поиске информации активно сотрудничают с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу.
Существуют различные виды исследований. Они могут классифицироваться по различным принципам:
по количеству учащихся;
по времени проведения проекта;
по месту проведения;
по теме.
Оформление работ, результаты проектов и их защита происходит:
на конкурсах;
на праздниках;
на выставках;
на акциях;
на конференциях и т.д.
Виды проектов, которые мы можем предложить учащимся начальных классов:
исследовательские;
информационные;
практико-ориентированные.
III. Заключение.