Формирование УУД во внеурочной и урочной деятельности

Тема: Формирование УУД во внеурочной и урочной деятельности

 

(из опыта работы учителя начальных классов Жарковой С.И.)

 

 

 

В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.  Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

 

 

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

 

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

        В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 

В этом году я работаю в пилотном классе по внедрению ФГОС в НОО.

 

-        Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

 

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

 

Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

 

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

 

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

 

-  полное внимание к однокласснику;

 

-  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

 

 - терпимость, дружелюбие:

 

 никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

 

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.

 

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

 

С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД)  К ним относятся:

 

• целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока.

 

 При повторении изученного материала ставится перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения о Луне, после чего они должны ответить на вопросы: Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? После предположений учащихся начинается совместное открытие нового.

 

А, почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помог нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).

 

Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:

 

-личностные (формирование интереса)

 

- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)

 

- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)

 

- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

 

В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций;

 

На данном уроке прослеживались межпредметные связи с уроками русского языка и  музыки – давайте послушаем, как идёт дождь.

 

- Как называется дождь, который льёт как из ведра?

 

- Какой дождь называется ситничек?

 

- Что за дождь косохлёст?

 

- Какой дождь мы называем грибной?

 

На доску прикрепляется название дождей. Начинается работа в группах. Возьмите карточки, соберите пазлы и узнайте, какой дождик нарисован на вашей картинке?

 

К слову дожди подберите родственное слово. И вновь работа в группах. Задание: составьте предложение из слов с новым словом дождевик. Все выполненные работы помещаются на доску.

 

 Перед детьми возникает новая проблема:

 

- Знаете ли вы, почему дождь бывает косой?

 

- Откуда появляется ветер?

 

- Почему он дует?

 

Ребята отвечают на эти вопросы после небольших опытов. Проводится физминутка «Ветер дует нам в лицо…»

 

- Что вы чувствовали, когда махали руками у себя перед лицом?

 

Ребята сделали вывод о том, что ветер – это движущийся воздух. Свой вывод учащиеся сравнили с выводом, данным в учебнике. Итогом данного этапа урока послужило задание:  Какой ветер бывает, а какой не бывает? За активную работу на уроке каждая группа получила в подарок капельку дождя.

 

Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

 

- Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.

 

- А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку.

 

 

 

Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Основными направлениями являются:

 

·  Спортивно-оздоровительная деятельность

 

·  Художественно – эстетическая деятельность

 

·  Научно – познавательная деятельность

 

·  Военно-патриотическая деятельность

 

·  Общественно-полезная деятельность

 

·  Проектная деятельность

 

 Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики.

 

В своей работе я использую  проектную деятельность, которая служит продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе.

 

Эту работу я начала ещё в букварный период. Была поставлена проектная задача, совершить путешествие «Из Словорецка в Звукоград». Работа велась в группах. Задания были разные:

 

Задание 1

 

Группам выдаются карточки-помощники, разделенные на 3 части;

Зал № 1

предмет  

Зал № 2

действие 

Зал № 3

признак

 

 

карточки с напечатанными словами (каждое слово на отдельной карточке):

карандаш

шагать

цвести   

ясная

цветок

красивый 

яблоко

умные

обедать

 

 

Примечание

 

Интересно, проследить: будут ли дети ставить вопросы к словам для определения их лексического значения.

 

Задание 2

 

Помоги каждому слову найти свою лодку. Приклей картинку, которая подходит к слову на парус нужной лодки.

 

Комментарий

 

Каждой группе выдается конверт с картинками и карточками – лодками, на которых изображены модели слов.

 

 

 

1-й набор: кит, утка, акула, барсук.

2-й набор: усы, стол, арбуз, машина.

3-й набор: лес, орех, лимон, ананас.

4-й набор: жук, утюг, ручка, облако.

5-й набор: сыр, окно, пенал, улитка.

6-й набор: дом, аист, индюк, корова.

 

         Я пришла к выводу, что наличие традиционной самостоятельной работы предполагает закрепление знаний на репродуктивном уровне, т.е. при применении их по образцу или в сходных ситуациях,  а творческие задания предполагают применение знаний в измененных ситуациях. Задача учителя найти такие методы (а это методы развивающего обучения), при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся.

 

Особую роль в формировании личностных УУД играют внеклассные мероприятия.

 

К личностным УУД относятся:

 

 положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

 

 осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

 

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

 

стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

 

 

 

Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.

 

Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом..

 

 

 

 

 

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

 

В этом году я работаю в пилотном классе по внедрению ФГОС НОО.

 

-        Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

 

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.

 

В Программе развития УУД выделены четыре блока:

 

- личностные УУД;

 

- познавательные УУД;

 

- коммуникативные УУД;

 

- регулятивные УУД.

 

Коммуникативная деятельность – это способность к согласованным действиям с учётом позиции другого.

 

К моменту поступления в школу ребёнок уже, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, а именно:

 

– общение со взрослыми и сверстниками;

 

– владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

 

– приемлемое отношение к процессу сотрудничества;

 

– ориентация на партнера по общению;

 

– умение слушать собеседника.

 

Но не всегда первоклассник уверенно владеет этими компетенциями. Поэтому на начало учебного года в первом классе проводит диагностику с целью выявить уровень сформированности различных умений и навыков. В классе, с которым я работаю, для диагностирования использовала задание «Рукавички» и методика «Кто прав?» автора Г.А. Цукерман. Из диагностики видно, что 53% учеников имеют низкий уровень подготовленности к систематическому обучению в школе, 30% – средний уровень подготовленности, 17% – высокий уровень подготовленности. Это говорит о том, что работа должна выстраиваться с учётом уровневой подготовки детей.

 

Основу формирования коммуникативной компетентности составляет опыт человеческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Общение – неотъемлемая часть любого урока и любого занятия во внеурочное время, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса. В частности, такие учебные предметы, как русский язык, литературное чтение обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий, способствуют развитию коммуникативной компетентности.

 

В связи с этим, главной задачей учителя является организация групповой работы учащихся. Работу в группах я проводила сначала на занятиях во внеурочное время. Очень хорошо помогли развитию умения «общаться» занятия во внеурочное время в программе курса « Мир деятельности», автором которой является Л. Г. Петерсон.

 

В рамках занятий по коммуникативной линии данного курса мы познакомились с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы

 

-  полное внимание к однокласснику;

 

-  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

 

 - терпимость, дружелюбие:

 

 никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

 

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил.

 

Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроках необходимо использовать игровые приемы; ИКТ; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, например:

 

1. «Рассказ от первого лица»:

 

2. «Сказка в заданном ключе»( сочинить новую сказку с созданием к ней электронных рисунков.)

 

3. «Изменение сказочной развязки»:

 

придумать другое окончание сказки, рассказа.

 

Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания.

 

. Учебный предмет «литературное чтение» обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

 

1) слушание, чтение (рассказа) учителя, фиксирование его темы, ключевых слов;

 

2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного);

 

3) устное словесное рисование;

 

4) творческий пересказ текста от лица разных героев – персонажей;

 

На уроках русского языка используются типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных универсальных учебных действий:

 

«Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю о звуках ».. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

 

Коммуникативные навыки я развиваю и средствами ИКТ. Работа одного ученика за компьютером, работа по цепочке, в парах развивают коммуникативные навыки.