Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А.П. Чехова "Спать хочется"

Урок внеклассного чтения в 7 классе.

 

Перечёркнутая жизнь.

Тема: Мастерство изображения внутреннего мира персонажа в рассказе Антона Павловича Чехова «Спать хочется».

Эпиграф: «…Человек вдумчивый и беспристрастный никогда не торопится произнести свой приговор» (А.П. Чехов).

Методические приёмы: Эвристическая и аналитическая работа по тексту рассказа, дискуссия по предлагаемым учителем вопросам.

Оборудование урока: мультимедийная презентация к уроку;

репродукция картин В.Перова «Тройка» и В.Маковского «Свидание», выставка книг о А.П. Чехове, книг А.П. Чехова, буклет «Сон – дороже золота».

Задачи:

1)     Создать собственное истолкование образа Варьки;

2)     Осмыслить особенности изображения психологии героя;

3)     Выявить особенности чеховского изображения внутреннего мира персонажей.

 

Беседа с классом

Учитель: Совсем скоро в январе наступающего года мир будет отмечать 150-летие со дня рождения великого русского писателя, драматурга, почетного академика Петербургской АН (1900-02), врача, тонкого психолога, исследователя души современного человека Антона Павловича Чехова.

С именем Антона Павловича Чехова вы, конечно, знакомы. Какие произведения вы изучали в школе, читали самостоятельно?

Ответы учащихся: В прошлом учебном году мы читали маленький рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Неожиданно встретившись на вокзале, бывшие школьные товарищи вначале искренне рады друг другу. Но небрежно брошенная фраза о том, что «толстый» добился значительных успехов в жизни, резко меняет ситуацию. «Тонкий» бледнеет и начинает заискивать. Никакие уговоры «толстого» не помогают.  При известии о том, что толстый – уже тайный советник, не только сам тонкий “съёжился, сгорбился, сузился”, но произошли и другие изменения: “Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фронт и застегнул все пуговки своего мундира…”  В этом рассказе Чехов высмеивает добровольное холопство, раболепие, чинопочитание, приспособленчество. Рядом с насмешкой в рассказе чувствуется горечь автора от того, что человек так может не уважать себя и совсем не иметь чувства собственного достоинства. Смешное и грустное рядом в рассказе.

  Ещё мы читали рассказ «Смерть чиновника». Герой Червяков пристаёт со своими извинениями к нечаянно обрызганному им генералу в театре во время спектакля. 5 неудавшихся попыток извинения. И в конце смерть.

А от чего умер Червяков? От боязни кабы чего не вышло.

  Рассказ «Хамелеон». Надзиратель Очумелов видит такую сцену: человек хватает собаку, собирается на крики толпа. У золотых дел мастера Хрюкина поднята правая рука с окровавленным пальцем. Очумелов выясняет причину травмы). В рассказе выясняют чья собака? Пять или шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя. Хамелеоном мы привычно называем человека, готового постоянно и моментально , в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямо противоположные. Над чем смеётся Чехов? По глупости ли, по неумению, не хватает ума прикинуться принципиальным. Не умеет прикрыть своё хамелеонство. Отсутствие порядочности и благородства

    В 6 же классе мы знакомились с рассказом с забавным названием «Лошадиная фамилия». У отставного генерала заболел зуб, и целое семейство оказывается занятым поиском «лошадиной фамилии» чиновника, умеющего заговаривать зубную боль. Какие варианты они не предлагают: Жеребчиков, Лошадкин, Кобылкин, Лошадевич , - но всё не то. «Лошадиной» оказалась фамилия Овсов. Усилия по отысканию фамилии оказались напрасными: «приехал доктор и вырвал больной зуб». (Комичным кажется способ, с помощью которого люди надеются избавиться от боли. И к тому же не может не вызвать усмешку перечисление всех фамилий, которые так или иначе связаны с лошадь). (Писатель никого не обличает, не высмеивает, он просто описывает случай из жизни, который мог бы произойти с каждым).

  Мы читали рассказы А.П. Чехова «Пересолил», «Каштанка».

Учитель: Какое у вас сложилось впечатление о манере, стиле, языке писателя?

Ответы учащихся: Чехов пишет кратко. «Краткость – сестра таланта» - это была одна из любимейших фраз писателя. Короткие рассказы были очень ёмкими, вместительными по содержанию. Изречения А. П. Чехова: “Краткость – сестра таланта”, “Умею коротко говорить о длинных вещах”, “Писать талантливо, то есть коротко”.

У Чехова отсутствует нравоучение, своё отношение к персонажам он выражает при помощи художественной детали.

Чехов повествует в своих рассказах о комических ситуациях и комических персонажах, смеётся над ними, добродушно улыбается, веселится. Юмористические рассказы Чехова построены по типу сценки, участники которой попадают в комическую ситуацию. Произведения отличают лаконизм и остроумие.

Сегодня на уроке мы с вами проанализируем  рассказ А.П. Чехова, который отличается от известных вам юмористических чеховских произведений и, надеюсь, изменит ваше представление о писателе, откроет вам иную, не юмористическую сторону его творчества.

Давайте вспомним, о чём говорится в рассказе.

Ученик. Ночь. Нянька Варька, девочка лет 13, качает колыбель и чуть слышно поет колыбельную. Ребенок плачет и не засыпает, Варьке хочется спать, но если она заснет, хозяева прибьют ее. Ей снится, как по дороге идут люди, а затем падают и засыпают. После она видит ее покойного отца. У него разыгралась грыжа, и он ворочается на полу от боли. Молодой врач посмотрел его и отправил в больницу на тележке, которую прислали хозяева. Грыжу вправили, но к утру он умер. Варька идет, плача, в лес, но получает удар по затылку, бьется лбом о березу и просыпается. Это хозяин ударил ее, так как она спит, а ребенок плачет. Она опять качает колыбель, и ей снится, как они с матерью идут наниматься в город и по дороге просят милостыню. Тут же ее будит хозяйка и требует ребенка, кормит его и отдает обратно Варьке. Она кладет ребенка в колыбель, качает ее, засыпая, но ей говорят готовить печь.

Она просыпается и за работой сон немного проходит. Ей говорят поставить самовар, почистить хозяину галоши, над которыми она опять чуть не засыпает. Затем надо сходить в магазин, и еще много дел. Самое мучительное — стоять над столом и чистить картошку, прислуживать за обедом, стирать, шить; голова сама клонится к столу и хочется спать. Вечером Варька бегает в магазин за пивом, водкой, чистит селедку, последний приказ: покачать ребенка. Варька качает колыбель и снова видит людей на дороге, отца, мать. Она не может понять, что же ее сковывает по рукам и ногам, мешает жить. Оглядывается и понимает это ребенок. Как она сразу не догадалась? Ложное представление овладевает Варькой. Улыбаясь, не мигая, она подходит к колыбели, душит ребенка, ложится на пол, смеется от радости и через минуту спит крепко, как мертвая.

Учитель: Итак, название рассказа очень мирное, а случай, описанный в произведении, страшный, трагический.

Прежде чем перейти непосредственно к анализу произведения, хочу спросить вас,  можно ли с твёрдой уверенностью сказать, кто виноват в смерти младенца? Какие чувства, эмоции вызывает у вас главная героиня?

Обращаю вас к эпиграфу урока. Призываю и вас быть вдумчивыми, не спешить произнести свой приговор.

Определение задач

Учитель: Давайте попробуем разобраться, чем мы будем сегодня заниматься. В первую очередь хотелось бы, чтобы вы, говоря о Варьке, опирались не только на авторский текст, но и на собственные впечатления, ведь героиня – ваша ровесница.

Задача 1.  Создать собственное истолкование образа Варьки. Мы знаем, что убийство ребёнка совершила Варька, но однозначно ли мы осуждаем героиню?

Задача 2. Оправдываем мы девочку или осуждаем, во многом зависит от мнения писателя. И хотя Чехов – писатель не прямолинейный, избегающий ярлыков и штампов, его отношение во многом раскрывается в специфике выражения внутреннего мира персонажей. То есть нам надо осмыслить особенности изображения психологии героя.

Задача 3. выявить особенности чеховского изображения внутреннего мира персонажей.

 

Беседа с классом.

Учитель: Исходя из сформулированных нами задач мы и будем строить наше сегодняшнее исследование. Давайте разберёмся: как Варька очутилась в доме сапожника? Почему она отдана в услужение?

Справка

В 19 веке социальное явление «служение в людях» было широко распространено. Многих детей отдавали в услужение, так как они становились обузой для своей семьи; им необходимо было овладевать ремеслом и в дальнейшем устраивать свою судьбу.

Жизнь «в людях» была крайне тяжёлой, так как дети, будучи бесправными, полностью зависимыми от хозяев, не могли оказывать сопротивление.

Обратите внимание на репродукцию картины Василия Перова «Тройка». Опишите, пожалуйста, картину Василия Перова «Тройка»?

.. Зимний вьюжный вечер. По занесенной снегом большой проезжей дороге, мимо заиндевевшей глухой стены трое бедно одетых детей в стареньких тулупчиках (у мальчиков они, видно, с чужого плеча) и дырявых сапогах, напрягая свои слабые силенки, тащат на салазках огромную бочку с водой. Леденящие порывы морозного ветра срывают с крыш сухой снег, теребят рогожу, покрывающую обледеневшую бочку, колют острыми иглами лицо и руки. Как желанно светится огонек в маленьком, чуть виднеющемся кусочке окна, напоминая о теплом, уютном крове!

Свирепый порыв ветра выбивает из-под старенького платка девочки прядки ее темных волос, зло срывает у среднего мальчика тряпицу, надетую им вместо шарфа, треплет ветхие одежонки. Сзади какой-то человек — то ли старший мастеровой, то ли сердобольный прохожий — пытается помочь детям вытянуть бочку из рытвины, и его усилия еще больше подчеркивают непосильность этого труда для слабых детских рук.

этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом «промысле»! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах.

А теперь обратим своё внимание на картину Владимира Маковского «Свидание».

- О чем хотел рассказать нам художник? (О свидании матери со своим сыном, живущим в городе). (В центре картины крестьянка, одетая в темно-синий деревенский полушубок, коричнево - красный платок, и красную юбку работа: незнакомые слова записываются в пестрое ситцевое платье повязанная платком Котомка и палка, которые она положила рядом со старой, рассохшейся бочкой Палка - путь был долгий, трудный). - Теперь поговорим о мальчике. Что мы можем сказать о нем? (Босой, оборванный, весь взлохмаченный, вихрастый мальчик в изорванном фартуке – принадлежность его профессии – вышел к матери в неуютные, грязные сени. Он с жадностью набросился на принесенный матерью гостинец.

- Вот этот гостинец. О чем он говорит? (О бедности матери, только беспросветная нужда заставила мать расстаться с сыном, отдать его в учение. - В то время это было обычным явлением, так как родители не могли сами прокормить своих детей и отдавали их в ученье. Дети жили в тяжелых условиях у хозяина, который беспощадно эксплуатировал, бил и издевался над ними). Картина написана в мрачных темных тонах. В ней нет ничего лишнего, никаких бытовых подробностей- Почему? (Это дает возможность художнику сосредоточить все внимание зрителей на двух фигурах: матери и сына.)

- Какова главная мысль картины? (Тяжелая детская доля с безысходностью бедноты, большая драма материнства, скорби и отчаяния.)

 Посмотрите на лица этих детей. Обратите внимание на то, как художник изобразил лица детей. Чем примечательны они? Что отражается на детских лицах? Холод, голод, непосильный труд, жалкое нищенское существование.

 Печать покорности и обречённости лежит на них. Лишённые родительской заботы и ласки, раздавленные тяжёлой физической работой, эти дети слишком рано взрослели.

Девочкам «в людях» жилось труднее, потому что их брали в качестве прислуги, ничему не обучали, а шансы устроиться в будущем были ничтожно малы. Тяжкая женская доля постигалась девочками сызмала.

Из числа этих несчастных детей и героиня рассказа «Спать хочется».

 

Беседа с классом

Учитель: Какой промежуток охватывает время действия рассказа?

Дети: Две ночи и один день, то есть чуть больше суток.

Учитель: Почему у нас, читателей, возникает ощущение, что в эти сутки с небольшим писатель уместил почти всю жизнь тринадцатилетней Варьки?

Дети: Таких дней и ночей было много. Бесконечная повторяемость одного того же изо дня в день, из ночи в ночь, мучительное однообразие жизни показаны как пытка.

Учитель: Часто говорят о том, что рассказы Чехова бессобытийны бесперспективны. Как вы думаете, можно ли это утверждение приложить к рассказу «Спать хочется»?

Дети: О бессобытийности говорить нельзя, так как события есть: смерть отца Варьки, смерть младенца. Но есть бесперспективность, так как у девочки нет будущего.

Учитель: Почему, по-вашему, героиня не задумывается о будущем?

Дети: Она изо дня в день, с утра до ночи занята делами по хозяйству, даже ночью ей нет покоя от плаксивого ребёнка. А  Варьке так хочется спать. Все усилия Варьки направлены на то, чтобы не уснуть. А об остальном, в том числе и о будущем, она не думает. Быт и бессонница притупили её сознание.

 

Исследовательская работа (анализ текста в группах)

Учитель: Чтобы понять особенности внутреннего состояния главной героини, нам необходимо провести небольшое исследование, которое вы будете проводить  группах.

1-я группа – работа с портретом.

2 –я группа – работа с пейзажем.

3-я группа – работа с интерьером.

4-я группа – работа с речью персонажей.

Задание группам: необходимо выбрать и подчеркнуть в тексте детали портрета, пейзажа, интерьера и речевой характеристики, которые создают образ героини.

 

 

Физкультминутка

Быстро дружно встали все!

Вправо, влево наклонились

И друг другу повернулись!

Поприветствовали дружно!

А теперь работать нужно!

Результат работы групп

1-я группа. Портрет дан скупо. Старушечья поза, ничего не выражающие глаза, одеревеневшие лицо и шея – всё это свидетельствует о том, что Варька перестаёт ощущать себя живой, усыхает (чувствует, что голова – «Булавочная головка»), опредмечивается, постепенно умирает. Так что жизни в ней практически нет.

2-я группа. Пейзаж присутствует лишь во сне,  воспоминаниях девочки. Природа была в прежней жизни девочки (светлый берёзовый лес, ясное хорошее утро). Но после смерти отца мир темнеет, начинает сужаться (описание мрачной дороги в город). Тёмный лес по краям дороги символизирует тяжёлые жизненные обстоятельства. Которые гонят девочку в город. Прежний светлый мир сузился до грязного шоссе.

3-я группа. Интерьер – свидетельство того, как узок мир Варьки и как скудна его жизнь. Всё сведено в одну комнату, в замкнутое пространство которой не проникает ничего хорошего. Комнатка – символ души девочки, её жизни. Семь раз в тексте повторяется значимая деталь – «верёвка, тени от панталон и пелёнок, зелёное пятно от лампадки». Акцентируя наше внимание на верёвке, Чехов подводит к мысли, что жизнь девочки перечёркнута.

Рисунок на доске:

 

 

Чехов упоминает ещё один элемент сужения мира. (Калоша.) Как вы думаете, почему девочка хочет спрятаться в калоше, от кого?

4-я группа. Речь Варьки отсутствует, героиня лишь мурлычет колыбельную. Бессловесность говорит о её безликости. Вся речь принадлежит её хозяевам (сплошь приказы, побудительные предложения, 12 глаголов повелительного наклонения, крайне грубые обращения, нет ни одного вопроса, в котором бы выражалось человеческое участие).

Можно ли говорить о духовности девочки, когда для хозяев она просто механизм?

 

Итоги аналитической работы

Запись на доске: «В рассказе идёт речь о двух убийствах: убийстве ребёнка и убийстве души девочки» (В.Теуш).

Учитель: Исходя из результатов нашего исследования, можно ли согласиться, что душу Варьки убили?

Беседа с классом

Учитель: В первую ночь девочка вспоминает отца, мать, путь в город. Как вы думаете, почему во вторую ночь этих воспоминаний нет?

Дети: Сознание концентрируется, сосредоточено на одном: не уснуть.

Учитель: Что утрачивается вместе с памятью?

Дети: Слух, зрение, рассудок.

Учитель: Как воспринимает Варька плач ребёнка в первую ночь? А во вторую?

Дети: Сначала он раздражает и мешает спать, а потом воспринимается как «враг, который мешает жить».

Учитель: Почему Варька решает убить?

Дети: Исчерпаны физические и духовные силы.

Учитель: Осознаёт ли она свой поступок?

Дети: Нет, так как практически сошла с ума от вынужденного бодрствования.

 

Творческая работа (устная)

Среди возможных финалов вы назвали суд над девочкой. Да, юридически она виновна. Но если бы вам довелось присутствовать на судебном заседании в качестве адвоката или члена суда присяжных, какие аргументы вы привели бы в оправдание Варьки? Подготовьте небольшую защитную речь.

 

Варька, девочка лет тринадцати, как и Ванька Жуков, другой герой чеховского рассказа, находится в услужении у хозяина-сапожника. Невозможно перечислить все её обязанности. Изо дня в день с утра до вечера её гоняют, заставляют постоянно что-то делать, у неё нет ни минуты покоя: она топит печь, ставит самовар, готовит обед и подаёт его хозяевам, чистит обувь, моет полы, стирает, шьёт, бегает в лавку. А когда приходит ночь, её лишают последнего утешения сна, заставляя качать хозяйского ребёнка, который плачет ночи напролёт. Она спит сидя, а её будят и бьют, а ребёнок всё плачет, и спать так хочется! В полубреду, не понимая, что она делает, Варька душит грудного ребёнка и тут же на полу засыпает. Трагический финал рассказа только на первый взгляд кажется неоправданно жестоким. Он объясняется невыносимыми обстоятельствами Варькиной жизни. Люди! Остановитесь, оглянитесь, что вы делаете, если безгрешная девочка совершает смертный грех убийство!

Напоминание о том, что детей нельзя обременять непосильным трудом, душа детская – нечто сложное и требующее к себе бережного и внимательного отношения.

 

Подведение итогов урока

Давайте вернёмся к началу урока и вспомним поставленные нами задачи. Необходимо заполнить таблицу – ответить на вопросы.

 

И Т О Г И   У Р О К А

1) Однозначен ли взгляд автора на героя и совершенный поступок?

 

2) Какие средства использует Чехов для раскрытия внутреннего мира персонажа?

 

3) Почему писатель настаивал на «вдумчивости» читателя?

 

4) Зачем так глубоко, так личностно изучали мы это произведение? К чему подводит нас Чехов?

 

 

 

Учитель: В заключение мне хотелось бы, чтобы вы задумались над тем, что у вас есть, сравнили себя с героиней чеховского рассказа и поняли, что нужно ценить и беречь то, что вам дано: семью, возможность учиться, свободное время, сон, наличие друзей – всё, что в привычном беге дней кажется обычным, банальным.

Домашнее задание

Написать мини-сочинение «Что нового мне открылось в творчестве А.П.Чехова?»

 

 

Для чего рождается человек ?

- Продолжить человеческий род!

- Для счастья!

- Для любви!

- Для мира и добра!

 

Я хочу пожелать всем счастья, любви, добра и мира, удачи, чтоб исполнилось в жизни все ваши мечты!

А теперь давай те споём вместе с Катей Семёновой песню «Большой хоровод».

 

Песня «Большой хоровод»


Б.Савельев - А.Хайт, Е.Жиганкина

Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить,
Чтоб улыбки друг другу дарили, цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.

Припев:
Так давайте устроим большой хоровод,
Пусть все люди земли с нами встанут в него,
Пусть повсюду звучит только радостный смех,
Пусть без слов станет песня понятной для всех.

Мы хотим кувыркаться в зеленой траве,
И смотреть как плывут облака в синеве
И в прохладную речку нырять в летний зной,
И в ладошки ловить теплый дождик грибной.

 

Автор - учитель русского языка и литературы Ахтимирова Наталия Геннадиевна