«Мир без мусора»

«Мир без мусора»

         Знаете ли вы, что за один год жители нашей страны выбрасывают почти 60 миллионов тонн ненужных вещей, это 410 кг на каждого жителя России? А ведь всего 5 лет назад каждый житель выбрасывал 330 кг мусора, а 15 лет назад - почти вдвое меньше, 220 кг. Чтобы победить мусорного монстра важно участие каждого, а для этого нужно, чтобы у каждого был высокий уровень экологической культуры. Формировать экологическую культуру нужно с детства,  поэтому мной был проведен экологический урок «Мир без мусора». Занятие прошло в интерактивной форме. С самого начала учащиеся 8 класса попали на заседание спецагентов и узнали о проблеме, связанной с чрезмерным количеством отходов на нашей планете. Затем Зеленый Агент познакомил ребят с такими понятиями, как переработка отходов, раздельный сбор, захоронение отходов, сжигание отходов, загрязнение окружающей среды. Далее Агент поручил ученикам выполнение важного задания - провести исследование и определить, как лучше поступить с ненужными вещами - отправить на свалку, сжечь или переработать. Каждая исследовательская группа получила материалы Агента - карточки с тремя способами обращения с отходами и карточки с их  преимуществами и недостатками.

         В процессе исследования дети выяснили, что самый простой и дешёвый способ избавиться от мусора - это  отправить его на свалку, но, к сожалению, такой способ имеет много недостатков: свалки занимают всё больше и больше территорий, которые навсегда становятся испорченными, на них часто происходят самовозгорания, и ядовитый дым загрязняет воздух. Дождевая вода просачивается через свалку, собирая по дороге опасные вещества, и попадает вместе с ними в почву и грунтовые воды, отравляя их. Кроме того, свалка - это отличное место для размножения крыс, которые распространяют вредные для человека инфекции. И, конечно, выглядят свалки не очень красиво, а спрятать их невозможно. Все исследователи  отказались от этого способа, так как минусов оказалось очень много, хотя в нашей стране на свалки отправляется более 90% мусора.

         Способ сжигания может показаться очень привлекательным — мусор можно заставить просто исчезнуть. Так ли это? Вовсе нет. Объём мусора
действительно уменьшается, но не до нуля. Вместо кучи мусора образуется высокотоксичная зола, объём которой не меньше
четверти объёма сожжённого мусора. А золу придётся везти на
свалку. При сжигании мусора можно получать тепло и электроэнергию. Но если сжигать всё подряд, то много энергии получить сложно — например, стекло, металл, пищевые отходы горят не очень хорошо. Значит, на поддержание процесса горения энергию придётся наоборот тратить. К тому же при сжигании мусора образуются яды - диоксины, которые имеют свойство накапливаться в воде, почве, в телах животных и человека. Они вызывают серьёзные заболевания и от них почти невозможно избавиться. Установка и
обслуживание на мусоросжигательных заводах фильтров, улавливающих диоксины и другие вредные вещества стоит очень дорого. И ещё, все те материалы, для которых было добыто очень много природных ресурсов, уже никогда нельзя будет восстановить и использовать. Хорошо, что в нашей стране сжигается совсем немного отходов — меньше 1%.  В этом способе тоже очень много минусов.

         Теперь вся надежда на третий способ — переработку. Материалы возвращаются в хозяйственный оборот, на производство новых вещей затрачивается меньше энергии и меньше воды, при производстве новых вещей вода меньше загрязняется, меньше отходов вывозится на свалку, сохраняются природные ресурсы для потомков…Выяснили, что  от этого способа сплошные плюсы! Почему же тогда в России перерабатывается только 5—7% отходов? Мы забыли ещё один пункт — необходимо изменить привычки и научиться сортировать отходы.

         Так совместными усилиями ученики нашли разумный способ и сообщили о нем Зеленому агенту. В процессе работы выяснили, что  в России существует больше 1000 предприятий, которые занимаются переработкой отходов: компания «ЭкоТехнологии» в городе Тверь перерабатывает пластмассу, на заводе «Мечел» в Челябинске производят самые разные изделия из металла, в том числе используя металлолом. Пермская целлюлозно-бумажная компания при производстве новой бумаги не может обойтись без макулатуры, Российская стекольная компания в Санкт-Петербурге умеет переплавлять использованную стеклотару в новые изделия из стекла. Завод «Пларус» в г.Солнечногорске в Московской области на сегодняшний день является единственным заводом в России, который работает с технологией «bottle-to-bottle» - “Бутылка в бутылку”. Это означает, что из использованных пластиковых бутылок на предприятии получают гранулят «Clear PET», из которого опять изготавливают новые пластиковые бутылки. Чтобы все эти предприятия могли помогать экономить природные ресурсы и меньше загрязняли окружающую среду, им нужно получать как можно больше вторсырья. Переработать-то они смогут, а вот с сортировкой нужно помочь. Важно, чтобы жители нашей страны помогали вторсырью попасть на завод, а не на свалку. Для этого мы все должны научиться сортировать отходы.
         И снова дети приступили к новому заданию от Агента. На этот раз -  распределить отходы по контейнерам. Контейнер должен наполниться и будет готов к вывозу, когда в нём появится не меньше 6 подходящих карточек.
Ребята совещались внутри группы и между группами, обменивались карточками и пришли к выводу, что стекло, бумагу , пластик, металл, пищевые отходы и полезные вещи лучше собирать отдельно.

         В конце урока совместными усилиями разработали наш план действий:

1.     В нашем селе пока нет контейнеров для раздельного сбора отходов, но мы можем провести акцию в школе по сбору: макулатуры, пластика, стекла, металла.

2.     Мы можем компостировать пищевые отходы на пришкольном участке и получать отличное удобрение для растений.

3.     Мы можем нарисовать плакаты и сделать выставку,  чтобы другие люди узнали, как важно сортировать и перерабатывать отходы.

4.     Мы можем собрать ненужную одежду, книги, игрушки, канцелярские принадлежности и отдать их нуждающимся людям.

5.     Мы можем бережно относиться к вещам и не покупать лишние вещи, чтобы сократить количество отходов и сохранить природные ресурсы.

6.     В нашем селе некуда сдавать вторсырье. Мы можем написать письмо в администрацию  с просьбой установить контейнеры или открыть пункты сбора вторсырья.

7.     Ну я решила, что могу добавить ещё один пункт в наш план действий – написать об этом статью.

В конце урока Зеленый агент поблагодарил всех ребят за работу и вручил каждому Удостоверение Зелёного Агента. Благодаря уроку «Мир без мусора» ученики‍‍через игровые состязания и практическое домашнее задание научились грамотно обращаться с отходами, выявили преимущества и недостатки разных способов обращения с отходами и познакомились с технологиями раздельного сбора и переработки отходов, вдохновились действовать и уменьшать мусорный след в повседневной жизни вместе со своими родителями.

Справочно. Организаторами проекта является Фонд «ЭРА».  ‍Содержание урока разработано специалистами  Центра экономии ресурсов. 

 

Учитель географии Муханова Надежда Борисовна