Методическая инструкция по проектной деятельности
учителя географии
Мухановой Надежды Борисовны
Проект – это деятельность одного ученика или группы, в которой они самостоятельны и активны на протяжении всего цикла: сами придумывают и планируют работу, находят необходимые ресурсы, обычно из других учебных областей, выполняют поставленные задачи и облекают результат в явную и значимую форму, которая может быть представлена. Вот так сформулировал основной тезис современного понимания проектной технологии Е.С. Полат: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить». Проект требует наличия действительно значимой проблемы, предоставляющей его исполнителю широкие возможности разнообразной деятельности: проведение социологических опросов, исследований, сбор данных в разных источниках, интервьюирование, создание учебных фильмов, плакатов и многое другое. Проект предполагает постановку проблемы, выдвижение гипотез, выбор методов исследования, подведение промежуточных итогов, оформление работы. Конечный продукт проекта приносит не только ощутимую пользу её непосредственному исполнителю, который значительно вырастает и в личном, и в образовательном плане за время его выполнения, но и становится достоянием его соучеников – слушателей итогового доклада.
При выборе темы нужно знать, какие темы существуют.
Тема исследования:
- Фантастическая – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях.
- Экспериментальная – предполагающая проведение собственных наблюдений и экспериментов.
- Теоретическая – предусматривающая изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.)
Чтобы сформулировать цель исследования, нужно ответить на вопрос: зачем мы его проводим? Задачи уточняют цель. Нужно уметь отличать цель от задач. Если цель указывает общее направление движения, то задачи описывают основные шаги.
В ходе исследования могут выдвигаться гипотезы – предположение, догадка, ещё не доказанная логически и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место.
Следующий этап работы – составление плана работы. Нужно ответить на вопрос «как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» нужно определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. Например: - подумать самостоятельно,
- прочитать книги о том, что исследуешь,
- познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме,
- найти информацию в Интернет,
- спросить у других людей,
- понаблюдать,
- провести эксперимент и др.
Собраны все сведения, сделаны все расчёты, проведены эксперименты и наблюдения. Теперь нужно начать готовиться к защите исследования:
- Дать определения основным понятиям. Понятия – краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов. Описать предмет, значит ответить на вопросы «что это такое, чем отличается от других объектов, чем похож на другие объекты?» Характеристика предмета или явления предполагает лишь перечисление некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое объяснение. Можно также использовать сравнение и различение.
- Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
Классификация – деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придаёт нашему мышлению строгость и точность.
- Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. Парадокс – утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями.
- Ранжировать – выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место и т.д.
- Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.
- Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо. Мыслить – значит формировать суждения. На основе проведённого исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.
- Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвёл итоги.
- Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.
- Для того, чтобы лучше и полнее донести свои идеи до того, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. В нём раскрываем:
- почему выбрана эта тема;
- какой была цель исследования;
- какие ставились задачи;
- какие гипотезы проверялись;
- какие использовались методы и средства исследования;
- каким был план исследования;
- какие результаты получены;
- какие выводы сделаны по результатам исследования;
- что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
От чего зависит успех исследования.
- Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
- Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов.
- Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
- Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
- Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
- Действуя, не бойся совершить ошибку.