Методическая разработка урока географии
Урок-детективное расследование
«Крым»
Муханова Надежда Борисовна
Учитель географии МБОУ «Можарская СОШ»
Янтиковского района Чувашской Республики
Цели урока: сформировать знания учащихся о физико – географическом положении Крыма, выявить и проанализировать особенности географического положения Крыма, углубить и закрепить навыки работы учащихся с картами атласа, формировать умения работы с контурными картами
Задачи
- оценить изменения территории России после присоединения Крымского полуострова
- развивать интерес к предмету, используя различные формы и методы работы на уроке
- развивать умение работать с таблицами, статистическим материалом
- повысить уровень информационной культуры
- расширить кругозор обучающихся
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: работа в группах, фронтальный опрос, «мозговая атака».
Методы проведения – объяснительно-иллюстративный, сравнительный, метод обобщения, репродуктивный, эвристический.
Оборудование – физическая карта Крыма, физическая карта России, карта Федеративное устройство России, политическая карта мира, контурная карта, атлас, раздаточный материал.
Формы организации работы – фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: презентация, атлас, компьютер.
Ход урока
Звучит музыка из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
- Добрый день ребята! Вы, наверное, узнали музыку из кинофильма про Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Как вы помните, они были детективами, их деятельность связана с загадочными событиями, раскрытием преступлений, соблюдением закона и порядка, справедливым возмездием. Сегодня вам предлагается уникальная возможность попробовать себя в роли детективов: испытать свои способности к дедукции и логике, проявить внимательность и наблюдательность, смекалку и находчивость, ведь именно эти качества отличают настоящего детектива. Мы будем работать сообща, нужно постараться увидеть незаметное, додумать неизвестное, найти спрятанное, узнать новое. Ну что, вы согласны? Тогда начинаем наше детективное расследование.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
«Улики».
- Перед вами улики. Ваша задача - определить по ним, о каком субъекте пойдёт речь на нашем уроке. (На столах у детей магниты с изображением достопримечательностей Крыма, ракушки, карта России с Крымом, герб Крыма, флаг, кораблик из ракушек, контур Крыма, листочек с датой «18 марта 2014 года»)
- как вы думаете, какому субъекту они могут принадлежать? Назовите ваши догадки.
(дети высказывают предположения. Например, у меня на столе лежит ракушка, значит, субъект имеет выход к морю. Магнит – значит, туристический центр, карта России – значит субъект на территории России. Кораблик – есть порт, флот. 18 марта 2014 года – возможно это дата, важная для субъекта)
Если школьники не отвечают, учитель даёт подсказки:
- Этот регион расположен в Европейской части России
- Он омывается водами двух морей
- Этот регион связан со славой русской армии и флота
- В этом регионе множество природных и исторических достопримечательностей
- Он вошёл в состав Российской федерации в марте 2014 года
- Как вы уже догадались, речь идёт о Крыме.
3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Проанализируйте карту «Федеративное устройство России» и определите:
1) На какие федеративные единицы разделена территория России? (республики, края области, автономные округа и области)
2) Сколько субъектов в РФ?
- В нашей семье субъектов РФ 18 марта 2014 года появились новые субъекты: республика Крым и город федерального значения Севастополь. И стало не 83 субъекта, а 85. Не 21 республика, а 22. Не 2 города федерального значения, а 3.
- Когда мы знакомимся с новыми людьми, нам хочется узнать о них как можно больше. Нам интересно всё. Какие бы вы задали вопросы новым субъектам? Что вам хочется узнать о них?
(Дети формулируют вопросы: Кто ты? Где ты находишься? Какой ты? Чем ты богат? И т. д.)
-В рамках нашего урока мы не можем подробно остановиться на всех интересующих вас вопросах, поэтому, я думаю, мы должны начать знакомство с Крымом с изучения особенностей географического положения нового субъекта РФ, т. е. выяснить, где находится Крым, его границы, размеры, а также выясним его влияние, значение для всей России.
4. Первичное усвоение новых знаний - «экспертиза».
- Экспертиза - исследование, проводимое лицом, сведущим в науке, привлечённым по поручению заинтересованных лиц, в целях ответа на вопросы, требующие специальных познаний.
- Поскольку мы определились с задачами, вопросы, давайте приступим к поиску ответов на них. И поможет нам в этом карта. (Изучают карту Крыма на слайде)
- Для характеристики ГП мы обычно используем план. А также экспертам понадобятся карты. Но некоторые пункты будут требовать от нас дополнительных исследований. Вспомните, как изучали материки в 7 классе. (Называют: положение относительно экватора, нулевого меридиана, часть света, материк, моря, заливы, проливы, омывающие полуостров, соседние государства, а в конце давали оценку географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
(На доске прикреплены пункты плана в произвольном порядке. Учащиеся должны расположить их в логической последовательности, потом проверят со слайдом).
1. Положение на территории материка, части света.
2. Положение относительно экватора и нулевого меридиана.
3. Крайние точки, их координаты.
4. Протяженность территории с севера на юг и с запада на восток.
5. Моря, омывающие территорию.
6. Соседние государства.
7. Положение в климатических поясах.
8. Оценка географического положения.
5. Работа по плану с картой и заполнение контурной карты.
1). Положение на территории материка, страны. Соседние государства
Расположен на материке Евразия, часть света – Европа, на юго-западе России. Соседи : на севере – Украина.
2). По отношению к экватору – в северном полушарии,
По отношению к нулевому меридиану – в восточном.
3). Крайние точки (находят, отмечают на контурной карте )
на севере – село Перекоп (46°15' с. ш.), на юге – мыс Сарыч (44°23' с. ш.), на востоке – мыс Фонарь (36°40' в. д.), на западе – мыс Кара-Мрун (32°30' в. д.).
- Какую вы увидели особенность широтного положения Крыма? (посередине проходит 45 параллель, а это значит, что Крым расположен на равном удалении от экватора и северного полюса. Поэтому его называют «Золотая середина Земли».
4) Протяжённость с С-Ю, с З-В. - «Следственный эксперимент»
- Чтобы определить протяжённость с севера на юг, давайте проведём следственный эксперимент. Что нам в этом поможет? Как можно узнать расстояние по карте? (с помощью масштаба и по координатам) Давайте разделимся на 2 команды, одна будет находить с помощью масштаба, другая – с помощью координат, а потом результаты сравним,
1. вариант. Определение протяжённости с С-Ю, с З-В по координатам крайних точек. 46°15' с. ш. - 44°23' с. ш. = 1°52'
1°52'= (60+52): 60= 1,8666666 1,8666666*
36°40' в. д. - 32°30' в. д. = 4°10' * 78,8= 250:60*78,8= 328 км- З-В (Длину дуги 45 параллели находим в таблице 1, она равна 78,8 )
Таблица 1.
2 вариант. Протяжённость по карте с помощью масштаба. С-Ю 10,8* 300=
З-В 6,8 * 300=204 км
5). Моря. « Составление фоторобота»
Работа с картой:
- Черное море, заливы: Каркинитский, Каламитский, Феодосийский.
- Азовское море, заливы: Сиваш, Арабатский, Казантипский.
- Арабатская стрелка отделяет залив Сиваш от Азовского моря.
- Керченский пролив соединяет Черное и Азовское моря.
- Тарханкутский полуостров на западе, Керченский полуостров – на востоке.
6). Соседи.
Украина на севере. Из субъектов РФ – на востоке Краснодарский край.
7). Положение в климатических поясах.
- умеренный и субтропический
Физкультминутка
- По нашему по Крыму мы весело идём
И много интересного все месте узнаём. (Ходьба на месте)
- Ой, что это? (карточка со словами Сиваш) (Прикладывают руку ко лбу, всматриваются)
- Это залив. Его не обойдёшь, над ним не пролетишь. Под ним не проползёшь – надо напрямик (Рукой делают сначала обводящие движение справа, сверху, снизу, а затем имитируют плавание).
- По нашему по Крыму мы весело идём И много интересного все месте узнаём.
- Ой, что это? (карточка со словами Тарханкут)
-Это полуостров, покрытый степной растительностью
Его не обойдёшь, над ним не пролетишь. Под ним не проползёшь – надо напрямик (Идут, раздвигая траву со звуком [Ш-Ш-Ш].
По нашему по Крыму мы весело идём И много интересного все месте узнаём
- Ой, что это? (карточка со словами Керченский)
- Это пролив. Его не обойдёшь, над ним не пролетишь, под ним не проползёшь, надо напрямик. (Имитируют плавание.)
9). Оценка ГП - «Очная ставка»
- До того, как мы перейдём к последнему пункту плана, проведём «очную ставку». Вызываются полуостров Крым с одной стороны. С другой – 45 параллель, Чёрное и Азовское моря, соседи: Украина, Краснодарский край и вся Россия. Я начинаю, а вы продолжаете мысль. (Прием «Закончи предложение»).
- Самая южная точка Крыма (44° 23') — мыс Сарыч, у поселка Форос, расположенный между Севастополем и Алупкой. Самая северная (46° 15') находится на Перекопском перешейке, у села Перекоп. Значит, Крым расположен…..(на 45 широте)
- 45 широта находится между Экватором и полюсом на равном расстоянии. А это значит, ……( будет получать большое количество солнечной радиации. что обусловливает большую долготу летнего дня, а не жалкие 12 часов в тропиках, и достаточное количество благодатного тепла — именно тепла, а не экваториальной жары или полярной стужи, будет находиться на стыке умеренного и субтропического поясов).
- Полуостров, омывается сразу 2 морями, а это значит, …. (жаркими солнечными днями лета Крым освежается бризом, прохладным ветерком с моря. В вечерние, прохладные часы ему на смену приходит теплый воздух с гор)
Выход к морям – возможность торговать с другими странами, порты. Размещение флота, курортная зона,
Черта ГП |
Как влияет? |
45 параллель |
Самая южная точка Крыма (44° 23') — мыс Сарыч, у поселка Форос, расположенный между Севастополем и Алупкой. Самая северная (46° 15') находится на Перекопском перешейке, у села Перекоп. Значит, Крым расположен на 45-й широте, посередине между Северным полюсом и экватором. Это значит, что Крым расположен на равноудаленном расстоянии от северного полюса и экватора, что позволяет получать большое количество солнечной радиации, что обусловливает большую долготу летнего дня, а не 12 часов в тропиках, и достаточное количество благодатного тепла — именно тепла, а не экваториальной жары или полярной стужи. |
моря |
Жаркими солнечными днями лета Крым освежается бризом, прохладным ветерком с моря. В вечерние, прохладные часы ему на смену приходит теплый воздух с гор. |
Украина |
Трудности из-за изоляции Крыма, отсутствие энергии, сухопутной связи с Россией |
Краснодарский край. Россия |
С присоединением Крымского полуострова площадь территории России увеличилась; протяжённость границ, особенно морских, увеличилась. Сохранилось разнообразие ландшафтов - горных, равнинных. Климатические особенности: дополнились территории с субтропическим типом климата. Добавились возможность торговать с другими странами, размещение портов, флота, больше возможностей для развития рекреационных зон (курортная зона) С присоединением Крымского полуострова увеличилась численность населения России, национальный состав дополнили крымские татары, природные богатства Крыма стали принадлежать России |
Крым |
Необходим транспортный мост через Керченский пролив, энергетический мост, и т. д. |
5. Первичное закрепление новых знаний - «Архив»
- Детективы иногда работают в архивах. У нас за время работы накопилось очень много информации, давайте её приведём в порядок. Заодно и подведём итог нашей работы. Необходимо заполнить пропуски в тексте.
«Крым давно и по праву называют природной жемчужиной Европы. Здесь, на стыке _________________и ___________________широт, словно в фокусе, сконцентрированы в миниатюре характерные черты их природы: горы и равнины, древние вулканы и современные грязевые сопки, моря и озера, леса и степи, ландшафты причерноморского субсредиземноморья и полупустыни Присивашья...
Крымский полуостров — находится на _____________России), на территории полуострова находятся 2 субъекта Российской Федерации: ______________________и __________________________. Входит в состав ____________________ федерального округа. Образован ___________ ,года на основании договора о принятии в состав России. Столица Республики Крым — город ______________.
Воды ________________ моря (площадь – 421 тыс. кв.км, объем – 537 тыс. куб.км) омывают Крым с ___________и _______________, с востока омывается ________________морем. Очертания полуострова своеобразны, одни видят в них летящую птицу, другие – кисть винограда, третьи – сердце. Но каждый из нас, взглянув на карту, сразу находит посреди голубого овала моря неправильный четырехугольник полуострова с широким выступом _________________полуострова на западе и длинным, более узким выступом ___________________полуострова на востоке. ________________пролив отделяет Крымский полуостров от Таманского – западной оконечности Краснодарского края. Максимальное расстояние с севера на юг составляет _____км, с запада на восток –______км. Крайние точки: на севере – село ______________(46°15' с. ш.), на юге – мыс ____________(44°23' с. ш.), на востоке – мыс ______________(36°40' в. д.), на западе – мыс _________________(32°30' в. д.). Площадь около __________км². Крым, омываемый почти со всех сторон водами _________________и _______________морей, мог бы быть островом, если бы не узкий, шириной всего
Материалы для проверки.
«Крым давно и по праву называют природной жемчужиной Европы. Здесь, на стыке (умеренных) и (субтропических) широт, словно в фокусе, сконцентрированы в миниатюре характерные черты их природы: горы и равнины, древние вулканы и современные грязевые сопки, моря и озера, леса и степи, ландшафты причерноморского субсредиземноморья и полупустыни Присивашья...
Крымский полуостров — находится на (юго-западе) России), на территории полуострова находятся 2 субъекта Российской Федерации: Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Входит в состав Крымского федерального округа. Образован 18 марта 2014 года на основании договора о принятии в состав России. Столица Республики Крым — город Симферополь.
Воды Чёрного моря (площадь – 421 тыс. кв.км, объем – 537 тыс. куб.км) омывают Крым с юга и Запада, с востока омывается Азовским морем. Очертания полуострова своеобразны, одни видят в них летящую птицу, другие – кисть винограда, третьи – сердце. Но каждый из нас, взглянув на карту, сразу находит посреди голубого овала моря неправильный четырехугольник полуострова с широким выступом Тарханкутского полуострова на западе и длинным, более узким выступом Керченского полуострова на востоке. Керченский пролив отделяет Крымский полуостров от Таманского – западной оконечности Краснодарского края. Максимальное расстояние с севера на юг составляет
Тестирование
1. Крым расположен на материке:
а) Европа; б) Азия; в) Евразия.
2. Крайняя восточная точка Крымского полуострова:
а) мыс Сарыч; б) мыс Кара-Мрун; в) мыс Фонарь.
3. Площадь Республики Крым:
а) 25 880 км² ; б) 27 880 км² ; в) 27 000 км²
4. Протяженность береговой линии Крымского полуострова:
а)
5. Крым расположен в климатических поясах:
а) умеренном; б) субтропическом; в) тропическом
(Ключ к тесту: 1-в, 2-в, 3-в, 4-а, 5-а,б.
6. Рефлексия.
Передаём ракушку и говорим, что нового на уроке узнали, чему научились, что понравилось
7. Итог урока.
- Какую цель мы поставили в начале урока? (Изучить особенности ГП Крыма)
- Как вы думаете, мы достигли своей цели?
(В завершение работы можно предложить посмотреть небольшой ролик о Крыме)