Семья на протяжении последних 40 лет занимает лидирующую позицию среди основных жизненных ценностей молодёжи, считают от 65 до 70% опрошенных респондентов. Безусловно, с течением времени значительно меняются внутренние акценты, понимание структуры, отношение к обеспеченности, уровню образования членов семьи, возрасту вступления в брак, однако, само явление «семья» было и остаётся безусловной ценностью.
За последние годы в ходе реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» предпринят ряд важных шагов, направленных на вовлечение родителей в систему образования. В «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации до 2025 года» обозначен новый вектор – просветительская работа с «обычной семьёй» по профилактике семейного неблагополучия.
Президент России В.В. Путин, выступая на заседании Президиума Госсовета 17 февраля 2014 года, поставил задачу повышения внимания к «обычной» семье и пропаганды успешности таких семей.
Одной из важнейших проблем современного общества остаётся низкая степень ответственности родителей за воспитание, образование и здоровье детей. Необходимы шаги, направленные на развитие общих родительских компетенций, культуры родительства как одной из основ для эффективного участия в образовательном процессе.
В условиях современной России для решения экономических задач, социальной стабильности, увеличения доли молодежи в инновационной деятельности необходимо особое внимание уделить молодым семьям, будущим родителям. По результатам мониторинга лишь 20 % образовательных организаций, социальных служб в субъектах Российской Федерации оказывают информационную поддержку, проводят разъяснительную работу для молодых семей, а основная масса - 80 % служб и центров работают только с семьями, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Проведение Единого урока «Семья и Отечество в моей жизни» направлен на актуализацию вопросов семейного воспитания, повышение роли семьи в формировании личности ребёнка, его патриотического мировоззрения – именно семья является местом первоначального формирования отношения ребёнка к малой и большой Родине, выстраивания логических связей «род-Родина», «отец-Отечество», «малая Родина-Россия». Актуализация этих понятий в рамках проведения урока для всех уровней общего образования является приоритетом Единого урока, исходя из возрастных особенностей детей. Другим важнейшим аспектом Единого урока является пропаганда успешного устройства семьи, рассмотрение примеров и привлечение родительской общественности (успешных в различных аспектах родителей), преподнесение учащимся живых примеров качественного семейного уклада, реальных жизненных достижений лучших семей.
Проведение Единого урока, ежегодно должно стать «точкой» отсчёта, результирующим итогом работы по семейному просвещению в текущем учебном году и импульсом к работе в наступающем учебном году.