ФИОКО будет курировать мониторинги качества образования всех уровней, компетенции учителей, международные исследования

Рособрнадзор создал новую структуру с широкими полномочиями: Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) займется контролем качества образования, тестируя педагогов и школьников, а также проверяя эффективность работы директоров школ. Эксперты призывают привлечь к этой работе широкий круг профессионалов. 

Новая структура, которая должна стать "центром информационно-аналитического и методического сопровождения исследований качества образования", создана приказом главы Рособрнадзора Сергея Кравцова в рамках последних планов образовательного ведомства. Так, ранее чиновники не раз заявляли о необходимости дополнить ЕГЭ и ГИА промежуточными экзаменами для школьников четвертых, пятых и седьмых классов. По их мнению, это позволит следить за эффективностью школьных программ, а также сделает тестирование привычным для школьников. С 2015 года официально стартует проведение всероссийских проверочных работ для школьников четвертых классов, ранее подобные проверки проводились для школьников четвертых-седьмых классов в режиме эксперимента. Более того, глава Рособрнадзора заявлял и о назревшей необходимости проверки знаний учителей, а в 2015 году эта идея нашла воплощение: впервые была проведена масштабная оценка компетенции учителей истории. 

Организацией таких масштабных национальных исследований и анализом их результатов займется ФИОКО. Его сотрудники будут курировать мониторинги качества образования на всех уровнях (дошкольном, общем и профессиональном), исследования компетенции учителей, проведение международных исследований и оценку эффективности образовательных учреждений. "Нам нужна полная картина состояния системы образования, чтобы усовершенствовать программы повышения квалификации и переподготовки учителей, формировать предложения по корректировке образовательных программ",— пояснил "Ъ" господин Кравцов. На базе ФИОКО, в частности, создают единую автоматизированную информационную систему оценки качества образования. Здесь также разработают единую систему показателей и индикаторов оценки качества образования, а также сформируют банк измерительных материалов для исследований. 

"Сейчас действительно не хватает структуры, которая бы отслеживала изменения в методологии оценки качества образования,— прокомментировал новацию ректор Московского городского педагогического университета, бывший замминистра образования Игорь Реморенко в разговоре с "Ъ".— Если ФИОКО будет заниматься совершенствованием новых измерителей, от этого будет польза". 

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, экс-глава Рособрнадзора Виктор Болотов, в свою очередь, считает, что для объективного анализа образовательного поля нужно привлекать не только чиновников Рособрнадзора, но и специалистов со стороны: "Важно, чтобы это была площадка для общения всех профессионалов в сфере образования".